Александр Щеряков: наш зритель - простой народ

В Тверской области гостил фестиваль уличного кино

В этот уикенд Тверскую область посетил международный Фестиваль уличного кино - совершенно особый, стоящий от прочих особняком, международный кинофорум. На него не надо собираться и ехать: он сам приезжает к вам - своего рода, фестиваль-передвижник. Его программу составляют киноленты, снятые обычными людьми и зачастую на камеру старенького смартфона.

В пятницу 14 августа конкурсные работы были показаны в Ржеве, а в субботу их увидели жители Твери: фестивальная площадка под открытым небом была организована в городском саду прямо на лужайке. Десятки людей, растянувшись на пуфиках, до ночи смотрели милые короткометражки, а затем голосовали за понравившиеся фонариками смартфонов. В воскресенье на том же самом месте в четыре часа пополудни начался показ внеконкурсной программы.

За два часа до начала PANORAMApro взяла в Твери интервью у отца-основателя, а ныне - генерального продюсера фестиваля Александра Щерякова - молодого еще человека, уроженца Владивостока. Сам себя он называет человеком, который никогда не имел никакого отношения к кино, но которому «никогда не сидится на месте».

- Александр, как вы пришли к идее создать такой фестиваль?

- Мы с Ритой, моей супругой, сделали очень много разных проектов на Дальнем Востоке, в том числе в нашем родном Владивостоке: культурных, образовательных, урбанистических. Мы были городскими активистами, которым не сиделось на месте, мы работали во благо территории, на которой мы жили. Одновременно мы путешествовали автостопом, побывали на различных фестивалях в России и за рубежом, и в какой-то момент решили сделать свой фестиваль, который непременно должен быть сделан не так, как делают все.

К тому моменту у нас сложилось понимание, что такое стандартный кинофестиваль, то есть набор правил, которым пытаются соответствовать все, начиная от районного киносмотра и заканчивая Каннским фестивалем. Это всегда одна площадка, на которую, для того чтобы посмотреть фильм, нужно лететь или ехать самому, чтобы во все это окунуться. Чаще всего, это платная аккредитация, атмосфера глянца и элитаризма (красная дорожка, золотые статуэтки и так далее), вечерние платья, статусное жюри, которое оценивает и выбирает лучшие фильмы. Я понял, что, как зритель, никакого чувства сопричастности испытывать к этому не могу, потому что не я решаю, кто победит, а искушенные мэтры. Так и должно быть, конечно. Но мне, как зрителю, тоже хочется свой небольшой голос оставить, а практически ни одна кинофестивальная площадка такой возможности не дает.

Мы решили взять и сделать все наоборот: сделать фестиваль, который сам к вам приезжает, где бы вы ни жили, который может посетить любой человек, как бы он ни был одет и сколько бы денег у него в кармане не осталось. Для того, чтобы участвовать в нем, зрителю должно быть достаточно проехать три-четыре остановки на общественном транспорте - и он уже участник фестиваля. Бесплатно, под открытым небом. Улица для нас - это символ народности, открытости и в некотором смысле - революционности. С другой стороны, улица даже чисто технически выигрывает по сравнению с закрытыми площадками.

И самое главное: на нашем фестивале публика сама решает, кто победит. Принципиально никакого статусного жюри: есть только зрители - может быть, не очень сведущие в кино, но очень желающие высказаться - и короткометражки, которые мы им показываем.

Вот такую идею мы придумали и начали ее воплощать, не очень понимая, что из этого получится, потому что вполне могло случиться так, что фестиваль, что называется, «не пойдет» и зрителям всего этого не надо.

- Получилось?

- Получилось наоборот. В первый фестивальный год (2014-й) мы проехали на фуре от Владивостока до Москвы, устраивали массовые показы нашей первой подборки фильмов прямо на площадях, на полянах и на крышах домов. Люди посмотрели и сказали: «давайте еще». К сегодняшнему дню мы выросли так, что фестиваль охватил уже более 1100 городов по всему миру, есть уже около двух тысяч фестивальных площадок. В этом году, по понятной причине, их будет меньше - пандемия коронавируса никуда не делась.

- То есть, это полная противоположность официальному, коммерческому, «глянцевому» кинофестивалю?

- Да, именно так. Это культура хиппи в чистом виде. Поляна под открытым небом уже подразумевает, что ты приходишь на нее с пледом, с чаем в термосе, приносишь с собой настольные игры и гитару, приводишь друзей. И вот в окружении сотен таких же любителей кино вы сидите на траве, укрываетесь пледом и смотрите кино. Это совершенно другая энергетика. Кроме того, зритель получает очень интересный опыт сопереживания героям киноновелл. Их десять, они короткие, на очень разные темы и сняты в разных жанрах (про любовь, про семейную драму, экшн и т.д.). То есть, за два часа ты проживешь десять историй жизни и будешь сопереживать каждой из них.

- По сути, это большой художественный киножурнал работ, созданных обычными людьми, народное кино?

- Кстати, да. Это не элитарные, не «интеллигентские» ленты, не арт-хаус, как на «Кинотавре», не «умное кино не для всех». Наш зритель - простой народ, большей частью молодежь, и наши короткометражки ориентированы на него. Отбирая фильмы в конкурсную программу, мы стараемся не только собирать классные фильмы, но и отображать в этом альманахе весь спектр тем и подходов, которыми оперируют авторы. Делаем так, чтобы, просмотрев десять мини-фильмов из тысячи, что поступили на конкурс, зритель понял, что такое народное кино сегодня.

- Кто создает киноленты для фестиваля?

- Их создает в основном молодежь - ребята и девчата со всей России, которые только-только начинают свой путь в кино, которые пока не могут (или не умеют) создавать полнометражные фильмы и для которых короткометражка - это возможность зайти в индустрию и показать, на что ты способен. И показать это не экспертам, а сразу зрителям, которые в итоге оценят тебя по системе «чувак, ты делаешь классное кино» или «друг, я ожидал большего, ты расти давай».

- И у них получается?

- Знаете, и нам, как организаторам, и экспертам на «больших» фестивалях, и высоколобым кинокритикам может показаться, что в народных кинолентах нет ничего особенного. За семь лет мы отсмотрели тысячи работ, присланных на конкурс. Эти короткометражки не являются высказываниями умудренных жизнью и опытом людей, это даже не «порыв души» человека, которому есть что сказать. В основном, это «негрузовый» позитив: «жанровые» сцены из жизни, анекдотические ситуации, интересные моменты, памятные приключения, комедии и т. д., облаченные в художественную форму. Я сейчас говорю только о тех тысячах фильмов, что прошли «первичное сито» и из которых мы отбираем и конкурсную десятку, и работы для показа вне конкурса. Но если массовый зритель говорит, что как раз это и есть «круто», значит, это то самое кино, которое он хочет смотреть. И бессмысленно спорить с этим.

В нашем архиве есть короткометражки, которые реально сняты прямо во дворе на камеру телефона, и там ребята действительно пытаются поднимать разные проблемы, пытаются высказаться. Беда в том, что они просто снимать не умеют, и поэтому такие работы, к сожалению, никак нельзя показать широкой аудитории.

Есть у нас и совершенно уникальные фильмы. В прошлом году, например, одним из победителей стал фильм-интервью, снятый металлургом Иваном Сосниным из Екатеринбурга. Иван совершенно не имеет никакого кинообразования, но лента, главным героем которой стал его отец, настолько трогательна и искренна, что зритель был просто покорен ею.

- Как реагируют зрители, в общем и целом?

- Нередко плачут. У нас есть критерий: чем эмоциональнее реакция зрителя, тем удачнее получилась у автора его работа. А вообще на основе фильмов нашего фестиваля можно проводить целые социологические исследования. Например, есть регионы, в которых зритель голосует не так, как в целом по стране, выбирает не те короткометражки, которые нравятся зрителю большинства других регионов. И на основе этих предпочтений можно понять, что беспокоит людей в этом регионе, что у них в головах, над чем смеются или плачут (при этом, в другом регионе зритель может не понимать, что тут такого смешного или грустного) и так далее.

- Спасибо за интервью и желаем вам удачи!

- И вам спасибо за внимание!

На фестивале побывал Денис КУЗНЕЦОВ (текст, фоторепортаж)

 

Этот снимок мы сделали за несколько часов до начала конкурсной программы

Comments (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *