Великий русский художник? Сильно сомневаюсь…

С поклонниками художника Константина Васильева (1942 - 1976) спорить так же опасно, как с поклонниками Александра Шилова. В лучшем случае получишь в ответ «А сам-то чего добился? А критикуешь!», в худшем – нарвешься на оскорбления. Еще один излюбленный ход – подозревать в любви к, страшно сказать, авангардистам.
Сразу скажу: я, за редким исключением, не люблю живопись Дали и Пикассо и крайне скептически отношусь к пресловутому черному квадрату. Но и Шилов с Васильевым для меня не великие художники. Первый до сих пор успешно мимикрирует под классическую живопись. Самые знаменитые картины второго лично меня отталкивают каким-то болезненным сочетанием глянцевости и воинствующего язычества.

Константин Васильев - Valkyrie
Константин Васильев - Прощание славянки

«Русский код» для меня – в картинах Кипренского и Тропинина, Левитана и Саврасова, Венецианова и Сороки, Сурикова и Репина, Коржева и Пластова. Но не в Васильеве.
Для многих его судьба – еще одна иллюстрация на тему непризнанного гения. И все же, думается мне, не принимали Васильева, по другой причине. Она проста: большинство его картин не является картинами в традиционном понимании. Это глянцевые плакаты или фотообои с привкусом китча. Возьмем хотя бы этот портрет девушки с колли.
Многие хвалят Васильева за то, что он, примерно в одно время с Глазуновым, стал воскрешать в своем творчестве древнерусские мотивы. Действительно, статные красавицы, седобородые старцы и былинные богатыри. Но и здесь все напрочь убивает та же китчевая плакатность. Временами становится страшно обидно за героев Васильева. Например, за Василия Буслаева.
Он, конечно, был тот еще фрукт и сорвиголова, не признающий авторитетов и совершающий дикие поступки, но это НАШ герой. И я искренне не понимаю, почему художник изобразил его в образе немецкого актера Клауса Кински, которого называли «аристократом с лицом дегенерата». Сомнительная находка.
Впрочем, к немцам у Васильева, судя по всему, было особое отношение. Родился он в Майкопе во время оккупации и, казалось бы, вполне естественно предположит, должен бы крайне отрицательно относиться к символике Третьего рейха. Но на деле все иначе.
Как вам, например, эта Валькирия?
Или «Унтер ден Линден в огне» - какая-то пышная декорация к осовремененной «Гибели богов» Вагнера?
И повсюду – та же режущая глаз плакатность в духе иллюстраций к какому-нибудь «Конану-варвару».
Где же здесь традиции русского искусства? Великий русский художник? Сильно сомневаюсь…
А вы что думаете?

 

Комментарии (1)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Степан Каменев

    Отличный текст. Только причём здесь Сальвадор Дали? Я уверен, что в его мастерстве сомневаться нерационально... Так вижу.