Что значит победить в СВО?

Колонка главного редактора. Дмитрий Нечаев. Здравствуйте.

На днях встретил одного своего знакомого — большого начальника , - который, как и многие другие, с кем давно не виделись после нескольких приветственных фраз и дежурных вопросов типа «ну как сам, как семья?», вдруг, исполнившись тревоги и приглушив голос, спрашивают: ну что, как думаешь, надолго это ещё, когда уже конец-то?

И все понимают о чём это. Абсолютное большинство из нас уже 3-й год живут главной темой — судьбоносной смертельной схватки двух миров. Она оказывает влияние на всё — от экономики и, конечно , политики, до социалки и общественных настроений, она определяет будущее России и во многом всего мира. Разумеется речь про СВО.

Хотя масштаб происходящего уже гораздо шире, чем просто спецоперация какой-то одной страны. Ситуация на фронте и международная обстановка вокруг происходящего со временем только усложняется и нагнетается. Западное участие в конфликте возросло экспоненциально — от поставок нелетальной военной продукции — типа бронежилетов — весной 2022 г. до предоставления истребителей нынешним летом 2024-го.

В общем всё сложно и трудно прогнозируемо. Кто-то утверждает, что конфликт закончится в текущем году, кто-то уверен, что это ещё минимум лет на 5. У всех свои аргументы, конечно же. При этом главный вопрос — как и чем он закончится? Какую цену придётся заплатить в итоге за нашу победу? Для ответа на эти вопросы нужно хорошо разбираться в сути происходящего. На днях я прочёл очень интересную в этом плане статью крупнейшего русского учёного Александра Дугина, который довольно доступно обрисовал в ней предпосылки конфликта и факторы, влияющие на его ход.

По мнению Александра Гелевича, в ближайшие десятилетия главным и наиболее часто употребляемым понятием станет термин "декаплинг". Это английское слово "decoupling" означает буквально "размыкание пары" . В нашем случае речь идет о размыкании связи между двумя системами, причем тогда, когда обе они друг от друга в какой-то степени зависят. В широком смысле "декаплинг" означает нечто прямо противоположное "глобализации". Глобализация означает смычку всех государств и культур между собой по правилам и алгоритмам, установленным на Западе. "Быть глобальными" означает быть такими, как современный Запад, - считает Дугин, - принимать его культурные ценности, его экономические механизмы, его технологические решения, его политические институции, его информационные системы, его эстетические установки, его этические критерии за нечто всеобщее, единственно возможное и обязательное. На практике это означает "сцепление" незападных обществ в первую очередь с Западом, чтобы алгоритмом служили именно западные правила и установки. Американский политолог, автор концепции этнокультурного разделения цивилизаций Сэ́мюэл Хантингтон очень точно это назвал — The West and the Rest, то есть Запад и все остальные. Остальные (the Rest) были призваны замкнуться на Запад (the West). И это замыкание как раз и обеспечивало интеграцию в единую планетарную глобальную систему, в мировую "Империю" постмодерна с метрополией, расположенной, конечно же, в центре человечества, то есть на самом Западе. Ха-ха, расскажите сегодня это каким-нибудь северокорейцам, палестинцам, египтянам или, например, иранцам, - хочется сказать.

Вступление в глобализацию, признание легитимности наднациональных институтов - вплоть до Мирового правительства - прообразом которого являются Трехсторонняя комиссия или Давосский форум — всё это было актом связывания систем, что выражается термином "каплинг". Между коллективным Западом и любой другой страной, культурой или цивилизацией образовывалась пара, в которой сразу же устанавливалась определенная иерархия — ведущий/ведомый или раб и хозяин. Вдоль этой оси "каплинга" и складывалась вся система мировой политики, экономики, информации, технологии, промышленности, финансов, ресурсов. Запад в такой ситуации был воплощением будущего — "прогресса", "развития", "эволюции", "реформ", а все остальным предполагалось замкнуться на Запад и двигаться вслед за ним по логике "догоняющего развития".

Мир в глазах глобалистов расчленился на три зоны — "богатый Север" (собственно Запад — США и ЕС, а также Австралия и Япония), "страны Полупериферии" (прежде всего, довольно развитые страны БРИКС) и "бедный Юг" (все остальные). Вы спросите, а что же Китай? Он включился в глобализацию с начала 1980-х годов при Дэн Сяопине. И, наконец, Россия на гораздо менее выгодных условиях — с начала 1990-х при Ельцине. Реформы Горбачева также были ориентированы на "каплинг" с Западом ("общеевропейский дом"). Позднее к этому активно подключилась Индия. Каждая страна "замыкалась" на Запад, и это означало подключение к процессу глобализации, набиравшей обороты начиная с конца 80-х годов прошлого века, пока не началась пробуксовка уже в 2000-е.

Наиболее значимым фактором в этом опрокидывании вектора глобализации стала политика Путина, который на первых порах стремился вписать в него Россию (помните - вступление в ВТО и так далее), но при этом настаивал на суверенитете, что приходило в явное противоречие с главной установкой глобалистов — с движением к десуверенизации, денационализации и с перспективой установления Мирового правительства. Так Путин, как отмечает Дугин, быстро дистанцировался от МВФ и Мирового банка, справедливо заметив, что эти институции используют объединение или, точнее, "каплинг" в интересах Запада и подчас прямо против интересов России.

А вот Китай извлек максимальную выгоду из глобализации, став мировым производителем почти всего и создав свою мощнейшую промышленную и экономическую базу, но теперь и он подошел к исчерпанию положительных результатов такой стратегии. При этом Китай в ряде областей изначально заботился о суверенитете — отказавшись от управляемой с Запада либеральной демократии (помните наверное события на площади Тяньаньмэнь) и установив полный национальный контроль над интернетом и цифровой сферой. Особенно это стало очевидно при Си Цзиньпине, который открыто провозгласил курс Китая не на западоцентричный глобализм, а на собственную модель мировой политики, основанную на многополярности.

Курс на многополярность активно утвердил со своей стороны и Путин, а вслед за ним к этой модели стали все более склоняться и другие страны Полупериферии и прежде всего страны БРИКС.

Особенно отношения между Россией и Западом обострились с началом СВО на Украине, после чего Запад стал стремительно обрезать связи с Москвой — на уровне экономики (санкции), политики (беспрецедентная волна русофобии), энергетики (взрыв газопроводов в Северном море), технологического обмена (запрет на поставки технологий в Россию), спорта (серия надуманных дисквалификаций российских спортсменов и запрет на участие в Олимпиаде) и так далее. Иными словами, в ответ на СВО, то есть на полноценное заявление Путина о суверенитете России, Запад приступил к "декаплингу" то есть разрыву связей.

Вот с этого момента, подмечает Александр Дугин, термин "декаплинг" и приобретает все свое глубинное содержание. Это не просто разрыв связей, это новый режим функционирования двух систем, каждая из которых отныне призвана быть полностью независимой от другой. Для США и ЕС "декаплинг" выглядит как наказание России за "неправильное поведение", то есть ее принудительный отрыв от процессов и инструментов развития. Для России, напротив, эта вынужденная автаркия - то есть замкнутая политическая и экономическая система, во многом сглаженная сохранением и даже развитием контактов с не-западными странами, выглядит как следующий решительный шаг к восстановлению полного геополитического суверенитета, существенно подорванного и даже почти полностью утраченного с конца 80-х — начала 90-х годов.

А вот кто именно начал "декаплинг", то есть вырезание России из структуры западоцентричной однополярной глобализации, сейчас уже трудно сказать однозначно. Формально СВО начала Россия, но подспудно Запад активно подвигал её к этому и всячески провоцировал через свои украинские прокси-инструменты. В любом случае мы имеем факт: Россия вступила в процесс "декаплинга" в отношении Запада и продвигаемого им глобализма. И это только самое начало. Впереди у нее остальные неизбежные этапы.

Прежде всего нам предстоит последовательный и фундаментальный отказ от признания универсальности западных норм — в экономике, политике, образовании, технологиях, культуре, искусстве, информации, этике и так далее. "Декаплинг" означает не просто ухудшение или даже разрыв отношений. Все гораздо глубже. Речь идёт о пересмотре базовых цивилизационных установок, сложившихся в России задолго до ХХ века, в которых Запад принимался за образец, а цепочка его исторических этапов развития — за непререкаемую модель для всех остальных народов и цивилизаций, в том числе и для нашей страны. Ведь в какой-то мере западническими были и два последних столетия правления Романовых, и, как полагает Дугин, отчасти (с коррекцией на критику капитализма) даже местами советский период. Только при Сталине СССР, по сути, стал отдельным государством-цивилизацией, но лишь за счет фактического удаления от норм марксистской ортодоксии и опоры на собственные силы и самобытный творческий гений нашего народа. Ну и что уж говорить про эпоху либеральных реформ от начала 90-х годов до февраля 2022 года. Помните, программным музыкальным произведением для россиянок в начале 90-х была песенка «американ бой, уеду с тобой». И сотни тысяч носительниц генофонда таки уехали.

Так что либеральные реформы 90-х стали новым рывком в направлении "каплинга", отсюда атлантизм и прозападная позиция элит той эпохи. Даже при Путине на первом этапе Россия старалась сохранить этот тренд, пока не пришла к прямому противоречию с еще более твердой волей Путина укреплять суверенитет государства (что было бы в условиях продолжения глобализации практически неосуществимо — ни в теории, ни на практике).

И вот сегодня Россия — уже осознанно, твердо и необратимо — вступает в "декаплинг", то есть уход от западных установок, опора не только на собственные силы, но и на собственные ценности, на собственную идентичность, на свою историю, на свой дух. Мы, конечно, пока не осознаем глубины этого, ведь западничество в России длится уже несколько столетий. Пусть с переменным успехом, но проникновение Запада в наше общество проходило непрерывно и навязчиво. Запад и внутри нас. Поэтому "декаплинг" будет очень непростым. Как пишет Дугин, нам надо победить Запад как претензию на универсализм, глобализм и уникальность. Отринуть его как нечто богомерзкое и противоестественное, вырождающееся. Дугин приводит такой пример: открытие Олимпийских игр в Париже: Запад запретил России участвовать в Олимпиаде. Но вместо наказания на фоне того эстетически чудовищного парада извращенцев и жалкого копошения пловцов в запруженных нечистотами и токсическими отходами водах Сены все это превратилось в нечто прямо противоположное — в операцию спасения России от позора и унижения. Картины "декаплинга" в спорте наглядно иллюстрируют его целебный характер. Отрезая нас от самого себя, Запад по сути способствует нашему оздоровлению, нашему воскрешению. Если теперь мы бросим взгляд на остальной мир, то тут же заметим, что не мы одни стали на путь "декаплинга". Все те народы и цивилизации, которые склоняются в пользу многополярной архитектуры мира, вступают в тот же самый процесс.

Китай и Индия также выбирают многополярность все отчетливее и тверже. Пока о полном "декаплинге" с Западом речи не идет, но премьер-министр Нарендра Моди недавно открыто провозгласил курс на "деколонизацию индийского ума". То есть и здесь, в этой гигантской стране, государстве-цивилизации (Бхарат) по крайней мере в сфере идей (а это главное!) курс взят на интеллектуальный суверенитет. Очевидно, что полноценный "декаплинг" идет и в исламском мире. Показательно, что на оскорбление Христа в богомерзкой постановке жестче всего отреагировали власти исламского Ирана.

В определенных секторах те же процессы намечены и в других цивилизациях — в новом витке деколонизации африканских народов и в политике многих стран Латинской Америки. Чем больше они втягиваются в процессы многополярности, сближаются с блоком БРИКС, тем острее внутри и этих обществ становится проблема "декаплинга". И наконец, мы можем заметить, что стремление замкнуться в своих границах все больше дает о себе знать и на самом Западе. Правые популисты в Европе и сторонники Трампа в США прямо выступают за "декаплинг" в отношении незападных обществ — против иммиграционных потоков, размытия идентичности, десуверенизации.

И в завершение главное: отказываясь от Глобального Запада, мы сталкиваемся с необходимостью восстановить, возродить, заново утвердить наши собственные ценности, традиции, культуры, принципы, верования, обычаи и устои. Пока мы делаем в этом направлении только первые шаги и в этом архимасштабном процессе важен деятельный, конструктивный вклад каждого.

Дмитрий Нечаев. До встречи!

Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *