«Дерзкий» долгострой: почему головной российский стелс-корвет был отправлен на перепроектировании

wikipedia.org | U.S. Navy photo / Общественное достояние

Модульный корабль проекта 20386 подвергался критике еще до своей закладки.

Поэтому сейчас новейший российский стелс-корвет проекта 20386 находится на перепроектировании для дополнительной проработки инновационных решений, внедряемых на этом корабле, сообщил российским СМИ информированный источник.

Казалось бы — что примечательного в этой новости? Да, в общем-то, практически ничего… Если не считать того любопытного факта, что нуждающийся сейчас в перепроектировании головной корвет проекта 20386 находится в постройке с… осени 2016 года. Более того, еще до своей закладки этот корабль подвергался вполне обоснованной критике. Давайте разберемся в том, как так получилось.

Корабли ближней морской зоны

Вряд ли для кого-то является секретом, что процесс обновления корабельного состава ВМФ России сталкивается с заметными проблемами. Особенно остро вопрос своевременной замены вымпелов советской постройки, близких к пределу физического износа и исчерпанию возможностей по их модернизации, стоит в отношении «рабочих лошадок» флота — кораблей ближней морской зоны, в соответствие с современной классификацией именуемых корветами.

Корветов для четырех наших флотов нужно много — десятки! Поэтому крайне желательно, чтобы они являлись относительно дешевыми в постройке. В то же время новейшие корветы должны максимально соответствовать требованиям, предъявляемым в XXI веке к многоцелевым боевым кораблям ближней морской зоны. Это, в свою очередь, побуждает заказчика в лице ВМФ, а также предприятия отечественного ОПК насыщать проекты новых корветов большим количеством высокотехнологичных узлов, агрегатов, устройств, комплексов и систем, что приводит к резкому удорожанию постройки этих кораблей, а значит и снижению темпов их поставок флоту. Еще одним фактором, играющим заметную роль в ситуации с постройкой отечественных корветов, являются реальные возможности российского ОПК, отнюдь не всегда способного достаточно оперативно удовлетворять пожелания ВМФ.

Отыскать оптимальное соотношение между тактико-техническими характеристиками кораблей, их стоимостью, а также возможностями ОПК, очень непросто. Тем не менее российским специалистам вполне удалось найти такую «золотую середину» при проектировании/постройке серии многофункциональных корветов проекта 20380 и их дальнейшего развития — многофункциональных корветов проекта 20385. А вот с попыткой создания на основе кораблей проекта 20385 модульного корвета нового поколения проекта 20386 все получилось, мягко говоря, не столь однозначно.
Если «20385-е» стали эволюционным продолжением хорошо освоенных российским ОПК «20380-х», то корвет проекта 20386 виделся своим создателям из Центрального морского конструкторского бюро «Алмаз» как корабль по-настоящему революционный. Иными словами, «20386-й» отличался от «20385-го» куда больше, чем тот от «20380-го».

Стелс-технологии и модульность

Судя по всему, концепция проекта 20386 прорабатывалась под влиянием идей, на основе которых американцы создавали свои прибрежные боевые корабли по программе Littoral combat ship (LCS), а также гигантские (полное водоизмещение – почти 15 тыс. тонн!) эскадренные миноносцы типа Zumwalt. В основе этих идей лежали две установки: максимальное использование стелс-технологий и реализация модульности. Первое в теории должно было гарантировать незаметность новых американских вымпелов для вражеских РЛС, а второе – обеспечить большую вариативность оснащения и вооружения LCS и «Zumwalt» в соответствие с выполняемыми этими кораблями задачами. На «бумаге» задумка выглядела весьма многообещающей. На практике же она закончилась полным фиаско.
Оказалось, что, на современном этапе развития науки и техники стелс-технологии могут обеспечить лишь заметное снижение РЛС-заметности корабля, но не полное отсутствие таковой. Более того, первая же выпущенная кораблем ракета практически гарантированно «засвечивала» местоположение вымпела на экранах РЛС противника. С модульностью тоже все оказалось «не слава богу». Зачем промышленности производить модули с РЛС/гидроакустикой/вооружением, которые до поры до времени не будут смонтированы на корабле? Как экипаж корабля будет осваивать эти находящиеся где-то на берегу модули? Сколько времени будет занимать монтаж и демонтаж модулей? Где и какими средствами эта операция будет осуществляться? На эти вопросы внятные ответы отсутствовали. При этом всем специалистом было понятно, что:

— полномасштабное использование стелс-технологий изрядно усложняет конструкцию корабля и обходится очень дорого;

— съемная конструкция по определению сложнее и дороже такой же по назначению, но стационарной.

С оглядкой на эти выводы, ВМС США урезали количество запланированных к закладке «Zumwalt» с 32 до 3. С LCS, строительство большой серии которых уже было законтрактовано, фокус с сокращением числа закладываемых кораблей провернуть не получилось, что сделало эти дорогостоящие, но, по большому счету, бесполезные вымпелы, настоящей головной болью ВМС США.

Критика корвета проекта 20386

Парадокс заключался в том, что к 2016 году, когда «Алмаз» выкатил свой проект корвета нового поколения, чьей «изюминкой» должно были стать полномасштабное внедрение «новомодных» стелс-технологий и модульность: американцы к тому времени в этих самых стелс-технологиях «по максимуму» и модульности уже успели изрядно разочароваться. Уже одно это обстоятельство вызывало сомнения в необходимости постройки «20386-х». Кроме того, критики проекта нового корвета обращали внимание и на иные минусы корабля.

Во-первых, коэффициент новизны «20386-го» как инженерного сооружения намного превосходил тот же показатель у корветов проектов 20380 и 20385. К чему может привести столь «необузданная» тяга к внедрению новейших, но не отработанных ОПК, технических решений, хорошо было известно на примере «самой автоматизированной» среди отечественных дизель-электрических подлодок Б-585 «Санкт-Петербург» проекта 677 (шифр «Лада»), заложенной 26 декабря 1997 года, спущенной на воду 28 октября 2004-го, и введенной в боевой состав Флота после длительного «допиливания» лишь в сентябре 2021-го.

Во-вторых, вместо использованных на корветах предыдущих проектов дизелей, «20386-й» планировалось оснастить комбинированной газотурбинной установкой с частичным электродвижением. Меж тем производство корабельных газотурбинных установок, до 2014 года осуществлявшееся для отечественного ВМФ в украинском Николаеве, налаживалось российским ОПК с большим трудом.

В-третьих, расчетная стоимость постройки корвета проекта 20386 — 29 млрд. рублей, – значительно превосходила таковую у корвета проекта 20385. При этом по возможностям своего комплекса вооружения «20386-й» уступал «20385-му».

В четвертых, если полное водоизмещение «20380-го» составляло 2250 тонн, а «20385-го» — 2430 тонн, то корвет проекта 20386 имел полное водоизмещение 3400 тонн, что вплотную приближалось к стандартному тоннажу кораблей дальней морской зоны — фрегатов проекта 11356Р. Получалось, что «20386-й» по вооружению являлся не самым лучшим корветом, но по размерам и стоимости почти соответствовал фрегату.

Словом, скепсис критиков в отношении целесообразности закладки вместо «20380-х» и «20385-х» корветов проекта 20386 был вполне оправдан. К счастью, планы по отказу от строительства корветов проектов 20380 и 20385 в пользу закладки «20386-х», так и не были воплощены в жизнь. При этом, как и прогнозировали критики проекта 20386, строительство головного модульного корвета, получившего название «Дерзкий», превратилось в долгострой.

«У заказчика появились новые идеи»

«Дерзкий» заложили 28 октября 2016 года на судостроительном заводе «Северная верфь» в Санкт-Петербурге. В мае 2019 года исполнялось 190 лет подвигу парусного брига «Меркурий». Пройти мимо такого события Минобороны России никак не могло, так что 9 мая 2019-го министр обороны России Сергей Шойгу объявил о присвоении имени «Меркурий» головному корвету проекта 20386. После этого «модуленосец» получил у флотских остряков прозвище «Дерзкий Меркурий»…
23 апреля 2019 года в присутствии президента России Владимира Путина на заводе была произведена церемония стыковки блоков корпуса уже не «Дерзкого», а «Меркурия». Судя по всему, на момент проведения этого мероприятия строительство головного корвета проекта 20386 уже шло с «пробуксовками». Спустя год строительство «Дерзкого» уже явно отставало от графика. В начале марта 2021 года без какой-либо огласки лишенный надстройки корпус корабля спустили на воду. Надстройку «модуленосца», выполненную из композитных материалов, удалось доставить на «Северную верфь» только в июле 2021-го. «Дерзкий», как и предрекали критики, превратился в долгострой. Непростую ситуацию, сложившуюся в ходе постройки корабля, косвенно признал глава Объединенной Судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов, заявивший, что головной корвет проекта 20386 может стать опытным судном, на котором будут отрабатываться новые технологии. В этом случае корабль вообще может не войти в состав ВМФ.

С учетом вердикта Рахманова, а также того факта, что строительство заложенного для Черноморского флота корвета «Ретивый» проекта 20380 уверенно приближалось к успешному завершению, 15 октября 2021 года было принято решение о переименовании «Ретивого» в «Меркурий». Ну, а «Дерзкий Меркурий» вновь стал просто «Дерзким». После этого достройка корабля, очевидно, полностью застопорилась в виду того, что заказчик не мог сформировать требования к итоговому облику корабля (исходная концепция «20386-го» ВМФ уже не устраивала, новая еще была не выработана), и, соответственно, приостановил финансирование работ на «Северной верфи».

В конце декабря 2021 года в ходе интервью журналист задал главе ОСК следующий вопрос: «Почему корвет проекта 20386 (бывший «Меркурий», ныне «Дерзкий») спустили на воду весной 2021 года? Когда его вернут в эллинг?»

«С этим кораблем были определенные проблемы с финансированием. В процессе строительства у заказчика появились новые идеи по его использованию. По этим причинам и происходят некоторые метаморфозы. Но в целом проект движется», — ответил Рахманов.
«Потребовалась дополнительная проработка…»

В следующий раз возможность уточнить статус «20386-го» представителям отечественной прессы предоставилась в конце мая 2023 года.

«Проект не закрыт, проект продолжается, но сдвигается вправо на необходимый для перепроектирования срок. Потребовалась дополнительная проработка ряда принятых инновационных решений, внедряемых на этом корабле», — пояснил российским СМИ информированный источник, добавивший, что для решения о строительстве серии корветов инновационного проекта 20386 требуется оценка эффективности работ по головному кораблю.

Перейдем к выводам. По состоянию на июнь 2023 года перспективы проекта 20386 остаются неясными, равно как и сроки ввода головного корабля в строй. Озвученный весной прошлого года некоторыми СМИ предполагаемый срок сдачи «Дерзкого» ВМФ – «до конца 2022-го» — на данный момент давно миновал, а «модуленосец» так и продолжает пребывать на «Северной верфи». Можно предположить, что в своем текущем виде «Дерзкий» для заказчика и нашего ОПК стал чем-то вроде чемодана без ручки, который «нести трудно, а бросить жалко». Хочется надеяться, что ВМФ и ОСК совместными усилиями все же найдут оптимальный способ решения возникшей коллизии. Это требуется хотя бы по той причине, что недостроенный «Дерзкий» никоим образом не окупает силы и средства, потраченные на его создание, пишет ФАН.

Прислать новость
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *