Дневниковые записи с борта яхты «Апостол Андрей». 29 сентября

29 сентября. 10 часов утра.

Продолжение.

Впереди Соловки, островные очертания уже просматриваются — до них 10 миль (1 морская миля примерно равна 1,85 км). Но качает сильно, поэтому к Соловкам близко подходить не будем. Прошел дождик. Носила Сергею на палубу чай с лимоном. Говорит, что только там и может что-нибудь проглотить в себя. Но обязанность стоять на вахте рулевым никто не отменяет.

Ночью в море поднимали второй парус, но я и не слышала, спала младенческим сном.

В моём отсеке, на корме, жутко пахнет соляркой. Но там же отсеки капитана и старпома, и они от этого запаха не чахнут. В принципе, я тоже. Почему-то больше всего тошнота у меня подступает на моём камбузе.

...Поразила меня дельта Северной Двины — от одного берега другого не видать, а это был только один из рукавов реки. Плыли мы мимо первых верфей, где еще Петр Первый начинал строить корабли.

Сегодня в кают-компании стало заметно теплее. Хочу спросить старпома — насколько мы приблизились к Соловкам, но он читает что-то в электронной библиотеке. Коля читает Хемингуэя «По ком звонит колокол». Но его можно всегда отвлекать всякими вопросами.

Пойду заварю-попью кофейку да вылезу на палубу. Там хотя и холодно, но организму лучше .

21.50. Уже видны огоньки на берегу — туда мы и держим путь, к первому шлюзу Беломорканала. Белое море — чёрное, цвета мокрого асфальта. На небе сквозь облака проглядывают звёзды. На палубе холодно.

Приняла две таблетки курантила — как-то неуютно в горле, кашлять хочется. Под вечер обнаружила, что ноги сырые — замёрзли. Оказалось, что промокли Катины сапожки. Поставил их Литау сушить, а я надела ботинки. Теперь ноги горят. Всё, спокойной ночи. Завтра уже будем в Беломорканале.

1 октября. 11.47.

Прошли 7 шлюзов Беломорканала из 19-ти. А в Беломорск прибыли еще вчера утром, 30 сентября. Вернее, очень рано прибыли, утро только начиналось, поэтому не видела, как входили в Беломорканал — проспала и северное сияние. И Шижню, старинное поморское селение, известное по письменным источникам с XVI века. Как ведают предания, веселое это было место. Нынче оно сокрыто под водой. Никольского храма, украшавшего село несколько столетий, не стало: когда в близости от села в 1930-е годы сооружали последние 18-й и 19-й шлюзы и фарватеру помешал угол церкви, то с неё сначала скинули крест, затем разобрали и сбросили на скалу колокола, а иконы сожгли на болоте. Из бревен храма потом соорудят сетевязальную мастерскую...Сейчас остатки деревни Шижня (фин. Siisna) находятся на берегу Беломорско-Балтийского канала в 4-х километрах от Беломорска и входят в состав городского поселения...

Итак, мы идём по Беломорканалу (вернее, сейчас прислонились к какой-то развалине-причалу), а бодрости у меня — никакой. Проснулась, чувствуя себя простудно-больной. Но капитан спросил, хочу ли я увидеть древние беломорские петроглифы? По своему состоянию я совершенно ничего не хотела. Но Литау уже говорил, что часов в десять старпом вызовет из Беломорска такси, и мы поедем, а сам после завтрака куда-то ушел. Сергей с Пашей поплыли на лодке ставить сетуху на рыбку. Пришло такси на наш заброшенный причал, и мы с Павлом Сергеевичем отправились в национальный парк осматривать неизвестные мне петроглифы.

Скажу сразу, что замечательно было отправиться — я выздоровела. В меня вошёл дух здоровья и лёгкости, на крыльях понесло.

На вытянутых плоских каменных пространствах мы были одни — туристы, видно, уже окончили познавательные сезоны на севере. Мы бродили повсюду, отыскивая и рассматривая едва сохранившиеся за много веков рисунки и изображения, сделанные первобытными людьми на каменном плато. Ходили много и долго — красота там неописуемая.

P.S. Беломорские петроглифы. Залавруга.

Место это очень живописное и необычное – большое каменное плато посреди леса, покрытое маленькими озерцами и наскальной живописью, уникальный археологический комплекс, включающий в себя порядка двух тысяч рисунков и выбивок на камне, сделанных в VI-III тысячелетиях до новой эры.

Эти заповедные места находятся в окрестностях города Беломорска, недалеко от реки Выг. Обнаружено 39 групп древних изображений. Залавруга - наибольшее и самое интересное скопление. Рисунки, высеченные или нарисованные на камне, изображают людей, животных, фантастические существа и знаки. На них можно увидеть бытовые и ритуальные сцены. Считается, что с помощью петроглифов наши далекие предки совершали религиозные обряды, призывали удачу в охоте и в решении бытовых проблем.

Беломорские петроглифы включают в себя три комплекса изображений, открытых в разное время. Впервые о нем заговорил студент-этнограф Александр Линевский летом 1926 года. Один из местных жителей отвез студента на остров Шойрукшин и показал ему прибрежную скалу, покрытую какими-то знаками и разнообразными фигурами. Через 10 лет, в 1936 году экспедиция, которой руководил В. И. Радовникас, отыскала еще одну группу изображений, названную Залавругой. В 1963 году археологи во главе с Ю. А. Савватеевым открыли скрытый под слоем почвы комплекс петроглифов, названный Новой Залавругой. Поиски новых наскальных изображений продолжаются. Их ведут российские и международные археологические группы.

Наскальные рисунки относятся к самым ранним произведениям искусства. Изображения на камне были созданы намного раньше многих древних памятников. Через две тысячи лет после появления Беломорских петроглифов будут построены первые египетские пирамиды, через четыре тысячи – Римский Колизей и почти через пять – Великая Китайская стена. Почтенный возраст – особая ценность наскальной живописи. Эта библия или энциклопедия каменного века правдиво рассказывает о мире наших далеких предков.

Петроглифы Белого моря выбиты, то есть углублены в каменную поверхность точечными ударами другого - твердого камня, скорее всего кварца. Средняя глубина такой выбивки – 2-3 миллиметра. Можно различить морских и лесных зверей, водоплавающих птиц, предметы быта. Важная особенность – наличие человекоподобных образов, которые являются главными действующими лицами множества наскальных полотен. Ученые уверены, что наскальные изображения занимали важное место в жизни древних людей, ими обозначали наиболее значимые места — места Силы.

...Вернулись из Залавруги на яхту только к обеду, в 14 часов (хорошо, что с утра успела супчик сварить).

Поварские дела у меня не клеятся. Большая часть еды получается совсем невкусной. Я уж незаметно повыливала что-то в туалет, тушеную капусту туда спустила. Наварила сразу много риса. С курицей его поели, а теперь... Вот вчера часть в суп положила, а сегодня Николай Андреевич выдал банку печени трески. Сварила яйца и сделаю салат к обеду. Прокисло молоко в бутылках — в литровой банке заварила творог; посмотрю — что получится.

Вчера вечером, на закате солнца, проплывая между шлюзами, насмотрелись совершенно потрясающей красоты. В тихие осенние воды в протоках канала опрокинулись, высвеченные солнцем, окутанные позолотой прибрежные деревья. Так и плыли мы между жёлто-оранжевыми, пурпурно-багряными радугами.

Ужинали в приподнятом настроении и все вместе — встали на якорь и никто уже не страдал морскими болезнями. Нажарила картошки (она опять не получилась подходящей; что с моими кулинарными способностями происходит — не понимаю). Ситуацию исправили засоленный омуль, вывезенный контрабандой с Диксона, и севрюга с Лены. Еще домашние маринованные огурчики. Я пила «Фетяску», остальные — кто что может. Доели на палубе арбуз.

В команде яхты сейчас всего пять человек: капитан, старпом, два матроса и я — кок. Сижу сейчас в кают-компании. Капитан прилёг здесь же на диванчике (ему постоянно по рации что-нибудь говорят со шлюзов), за картами у компьютеров сидит старпом. Паша Морозов — в койке (он знает китайский, 5 лет жил в Китае), Сергей — на мостике.

Столько много всего вокруг интересного — не успеваю записывать. Вот насмотрелась на это гигантское сооружение — Беломорский канал. К 17 часам оператор шлюза запросил, будем ли мы сегодня проходить следующий этап и где собираемся остановиться на ночь, так как погода резко меняется: северный ветер к ночи усилится до 14 м/сек, волна поднимется до двух метров.

И вот: «Шквалы там уже серьезные», — заметил капитан, выглянув на палубу.

Продолжение следует.

Comments (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *