Два года без хозяина

PANORAMApro выясняла, почему разбитую трассу Тверь - Ржев так и не передали на содержание федерального бюджета
Так трасса Тверь - Ржев выглядела более 10 лет назад. Фото: Дирекция областного Дорожного фонда

Передать нельзя ремонтировать

Вначале - цитата из официального сообщения правительства Тверской области от 11 марта 2020 года (для понимания). «На заседании Бюджетной комиссии Тверской области под руководством губернатора Игоря Рудени одобрено финансирование ремонта дороги Тверь - Ржев. 43,3 км трассы планируют привести в порядок в 2020 году. Предполагаемый объем средств на эти цели - около 562 млн. рублей».

Ну и что? - спросит читатель. А вот что: речь идет о выделении денег из регионального бюджета на объект, который передается в федеральную собственность.

О том, что дорога сменит собственника, правительство Тверской области объявило два года назад. Вновь цитируем официальное сообщение от 27 декабря 2017 года:

«За 2018 год власти Тверской области намерены передать из региональной собственности в федеральную три дороги: из Твери в Ржев, до Ярославской области от трассы Тверь - Калязин, а также дорогу, ведущую в Смоленскую область от Зубцова. Об этом со ссылкой на главу региона  сообщают в правительстве Тверской области».

А еще одним днем раньше информагентство ТАСС со ссылкой на тверское правительство сообщило, что «передача трасс в федеральную собственность даст возможность перенаправить финансирование на ремонт и содержание других дорог Тверской области». Заметим, что сумму экономии региональный Дорожный фонд назвал лишь спустя полгода: более 374 миллионов рублей ежегодно за три трассы.

Последний ремонт на трассе Тверь - Ржев проходил в 2010 - 2011 г.г. Фото: Дирекция областного Дорожного фонда

И с тех самых пор ни автомобиль чиновника, отвечавшего за содержание дорог, ни нога регионального дорожника-строителя не ступали на ржевскую трассу. Да и о том, что дорогу передают федералам, больше никогда официально не сообщалось. И понятно почему: никто не будет добровольно ремонтировать за свой счет то, что завтра заберет себе другой собственник.

И вот, спустя два года, на ремонт 43 километров одной лишь ржевской трассы из областного бюджета выделяется сумма чуть ли не вдвое большая, чем ежегодная экономия от передачи трех трасс на федеральный уровень. То есть, примерно по 13 миллионов на километр дорожного полотна. Такие суммы свидетельствуют, что это уже не «косметика», а капитальный ремонт. Перекладка. То есть, дорогу все-таки будут капитально ремонтировать.

Так что же происходит вокруг будущей федеральной трассы?

Фото: Дирекция областного Дорожного фонда

«Ну, не смогла я, не смогла... »

120-километровая ржевская дорога - это не просто асфальтированный тракт регионального значения, соединяющий два крупнейших города Тверской области (заметим: еще и два Города воинской славы). Это, с точки зрения дорожной сети России, важнейшая (и кратчайшая) «перемычка» между двумя федеральными трассами М10 «Россия» и М9 «Балтия», по которым 24 часа в сутки следуют грузовые караваны из Москвы и в Москву. Это еще и кратчайший путь, соединяющий западные границы России с ее Севером. Наконец, это единственная прямая дорога, соединяющая экономически развитый юго-запад Тверской области с областным центром и отсталым северо-востоком.

«Держалась» она долго. В конце прошлого - начале нынешнего века областные дорожники, фактически, построили ее заново, и сделали это на совесть: все возраставший поток большегрузного транспорта должен был бы «разбить» ее гораздо раньше. Нагрузка на дорогу была сверх всякой меры, но она «продолжала держаться», время от времени «постанывая» и давая трещины, которые заделывались подрядчиками. Но лет пять назад «точка невозврата» была пройдена, и дорога «сказала» водителям: всё, не могу больше. После чего начала быстро «расползаться», покрываться ямами и колдобинами и растрескиваться.

О ее нынешнем состоянии можно судить по многочисленным отзывам водителей. Вот последние из них, оставленные на сайте autostrada.info:

4 апреля 2019 года: «Расстояние Тверь - Старица в плачевном состоянии. Колейность ужасная. Стоят знаки предупреждающие об этом, но уже в течении двух лет ничего для улучшения не делается. Трафик днем очень стал загружен большегрузами».

17 ноября 2019 года: «Ужас, всю подвеску оставить можно, не ремонтируют совсем!»

29 февраля 2020 года: «29-й километр «Ржев - Тверь», поймал яму, грыжа на колесе 15 см, страшно представить, если бы диском прорезало покрышку. Везде пишут, не справился с управлением а то что трасса аварийная, забыли?».

К тому моменту, как регион и федерация договорились о сделке, ездить по ржевской трассе стало действительно небезопасно. Власти Тверской области не скрывали, что рады отдать этот объект: слишком уж дорого он им обходится.

Так трасса Тверь - Ржев выглядела несколько лет назад. Сейчас - всё намного хуже. Фото: Денис Кузнецов

А ларчик просто открывался

Итак, ремонтировать трассу все-таки придется за счет регионального бюджета. Потому что случилась, в общем-то простая ситуация: трасса действительно до сих пор не передана на содержание федерального бюджета. Это нам неофициально подтвердил источник в региональном Дорожном фонде. Документы на передачу дороги были подготовлены и переданы в Правительство России в декабре 2018 года, дорогу должен взять на баланс Росавтодор, однако процесс замер: из Москвы пока нет ответа, сообщил он нам.

Получив эту информацию, мы начали «копать» интернет (который, как известно, помнит все), так как делать официальные запросы в федеральные органы власти маленькая тверская редакция пока не имеет возможности. И выяснили, как все происходило на самом деле.

Первое. Процесс передачи дорог от регионов в федерацию (и наоборот: из федерации в регионы) идет минимум с 2010 года по нескольким программам, и ржевская трасса - лишь «одна из». Списки регионов-участников и передаваемых дорог постоянно растут, а сроки передачи сокращаются. Так, в 2018 году в список вошли 53 региона, у которых планировали забрать более 17,5 тысяч километров дорог в период до 2031 года. В 2019 году список регионов вырос до 68, километраж передаваемых дорог - до 21,5 тысячи, а сроки передачи сокращены до 2029 года. И особо отмечается, что перечень будет дополняться и расширяться в 2020 году.

Второе. Согласно Плану по приему-передаче дорог, датированному 13 апреля 2018 года и с изменениями от 12 декабря 2019 года, три тверские трассы: Тверь – Калязин – Ярославль, Тверь - Ржев и участок Сычевка – Зубцов запланированы к передаче на 2020 год. Причем, из 120 (или чуть больше) километров ржевской трассы федерация заберет себе только 85. Отнимаем 85 от 120 и получаем 35 километров. То есть та самая примерно треть, которую будут ремонтировать за счет регионального бюджета.

Третье. На момент появления официального сообщения правительства Тверской области о передаче этих дорог точные сроки, возможно, были неизвестны, либо были перенесены на более позднее время.

И четвертое: гарантии, что передача произойдет в этом году, нет: список, как мы отметили выше, все время меняется.

В общем, все, как оказалось, очень просто объясняется. И нам очень жаль, что и федеральные, и региональные власти предпочли отмолчаться вместо того чтобы объяснить прессе, в чем, собственно, дело - тогда бы никаких вопросов и сомнений ни у кого не возникло.

Денис КУЗНЕЦОВ

P.S. Для каких целей федералам передается ржевская трасса и участок трассы Вязьма – Сычевка – Зубцов, выяснить к сожалению, не удалось. Зато стало ясно, зачем передается трасса Тверь – Калязин – Ярославль: она войдет в федеральный туристический маршрут «Золотое кольцо», а, кроме того, станет частью Северного транспортного коридора.

Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *