HR-эксперт: всегда ли требования работодателя к внешности персонала — дискриминация

Изображение от Racool_studio на Freepik

Российские компании постоянно находятся в поисках кадров.

Однако даже несмотря на то, что сайты по поиску работы пестрят тысячами вакансий, многим гражданам найти работу нелегко. О том, какие сотрудники требуются, подчас могут рассказать внутренние документы предприятий, где четко расписаны не только обязанности персонала, но и требования к внешнему виду сотрудников. Всегда ли они зло, и перестанут ли соискателей оценивать по внешности, рассказала ФАН независимый HR-эксперт Зулия Лоикова.

«Действительно, оценки по внешнему виду есть во многих компаниях, в том числе негласно. Что оценивает работодатель? Если это, например, модельное агентство отбирает соискателей на должность модели для работы в рекламе и так далее, им реально придется работать внешностью — это их рабочий инструмент. Сходная история, если человек занимается продажами и работает непосредственно с клиентами — всегда компания отбирает тех, кто приятен внешне, ухожен, аккуратен. Это некий такой месседж, посыл: раз сотрудник аккуратно выглядит, значит, в работе он такой же аккуратный. И более того, на нем лежит функция представительская: работник представляет компанию своим внешним видом», — приводит Лоикова варианты, когда внешность сотрудника действительно важна.

Хотя, отмечает собеседница ФАН, есть, конечно, и перегибы, когда соискатель, так сказать, лицом не вышел и потому не вписывается в требования работодателя, в том числе, требования дресс-кода. Ну и нельзя списывать со счетов, что критерии красоты у всех разные. Однако есть моменты, когда корпоративное руководство по стилю оговаривает условия, чрезвычайно важные для жизни и здоровья клиентов и собственно сотрудников компаний. Например, в авиаперевозках:

«Если вы летали в самолете, наверняка видели брошюрку с инструкцией по действиям во время экстренной остановки. Вне аэродрома приходится спускаться на землю при помощи надувного трапа. На картинке изображено, что все пассажиры и экипаж обязаны снять любую обувь, в том числе на каблуке, для всех обязательно снимать какие-то колющие, режущие элементы гардероба, даже очки, чтобы они не разбились и не поранили никого. Это сделано для безопасности пассажира в первую очередь».

Кроме того, продолжает эксперт, имеющая опыт подбора персонала для авиакомпаний, речь может идти и о заботе о своих сотрудниках.

«Например, немецкий авиаперевозчик компания “Люфтганза” предоставляла своим сотрудникам комфортные кроссовки, которые они могли надевать на борту. Так работодатель поддерживал персонал, которому приходилось в летний период работать сверхурочно. У членов экипажей идут колоссальные перегрузки, это реально физически тяжелая работа. Плюс перемена часовых поясов требует длительного восстановления», — поделилась своим опытом Зулия Лоикова.

Не стоит списывать со счетов и профессии, которые раньше были закрыты для женщин, а теперь попали в перечень, на которые дамы могут претендовать наравне с мужчинами.

«Тем не менее женский организм устроен таким образом, что перегрузки опасны для него, и многие компании на этом делают акцент, стараются не перегружать все-таки женщин. Я не вижу здесь никакой дискриминации. Дискриминация, мне кажется — здесь очень много значит контекст. Я апеллирую к своему опыту и знанию рынка различных профессий. И говорю, что люди разные, нужно в каждом конкретном случае разбираться», — резюмирует независимый HR-специалист.

Если же речь идет о ситуациях, когда на работу принимают просто по каким-то критериям, типа, выше/ниже рост, расовая или религиозная принадлежность, то это уже, конечно, настоящая дискриминация, и это запрещено законами РФ. Впрочем, во многих случаях работодатель может отказать в найме, ориентируясь на подобные критерии, но в открытую никогда об этом не скажет, заключила эксперт.

Комментарии (0)
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные. Политика конфиденциальности