Калининские учителя возили дрова и боролись с безнадзорностью

О чем писали газеты 80 лет назад

Лето 1940 года, Калинин, «Пролетарская правда»

Международный юношеский день — так называлось 1 сентября в 1940 году, и в Калинине праздник сопровождался настоящей демонстрацией, как будто бы это 1 мая.

В номере «Пролетарской правды» от 31 августа был опубликован график сбора и направление движения 5 колонн: четыре - это районы города, и одну колонну составляли школьники. Удивительно, что мероприятие было вечернее. «Первая колонна — учащиеся всех районов города. Собираются на поле «Динамо» в 16 часов дня. После построения колонна следует по улице Советской и прибывает к площади Ленина к 17 часам».

В 16 часов 50 минут закрывалось движение для всех видов транспорта по улицам Советской, Урицкого, Красноармейской, Вольного Новгорода, Радищева, набережной Степана Разина, Володарского. Допуск на Советскую площадь по особым пропускам.

Однако демонстрация — это последний пункт встречи нового учебного года. Судя по подшивке, подготовке к учебному году  в 40-м году в нашем городе уделялось внимания не меньше, чем сейчас. А на августовских совещаниях педагогов было не все так гладко: за невыполнение указаний партии и правительства «летели» головы и партбилеты.

«Согласно правительственным указаниям, к новому году все школы должны быть обеспечены топливом на весь отопительный сезон.  На отопительный период школы Калинина должны получить 14.574 кубометра дров. На 16 августа гортоп сумел завести только 3 тысячи кубометров, что составляет 20%, причем в школы отдельных районов не завезено ни одного полена. Руководители гортопа беспомощно разводят руками. Гортоп не может завезти в школы дрова из- за отсутствия транспорта. В распоряжении гортопа 25 автомашин, 11 из них выбыли из строя, так как не имеют горючего и резины.

Есть 18 лошадей, но все они заняты на месте заготовки топлива. Очевидно, что руководители гортопа Долгов и Шурыгин безответственно отнеслись к важнейшему государственному заданию, не проявили должной инициативы.

Отдельные директора школ проявляют заботу в этом направлении. Директор 8-й школы Фрейберг по договору с гужтранспортом организовала вывозку дров в школу».

Не лучше обстоит дело и со строительством школ, пишет газета. «На середину августа готовность Охватской школы в Пеновском районе составляет 17%. В Вышневолоцком районе готовность новой школы — 16%. В Осташкове школа «стоит» из -за отсутствия кирпича. К 1 августа должно быть сдано 5 сельских школ, а сдана пока только одна. Нормальный ход строительства зависит от бесперебойного обеспечения стройматериалами. Однако Росснабсбыт не обеспечил школы штукатурными гвоздями, до сих пор нет белил, не обеспечены школы стеклом. Дошло до того, что Росснабсбыт предложил ряду школ приезжать получать алебастр прямо с баржи со своими тачками и рабочими. Свою же роль свел к начислению процентов с потребителей.

Чтобы упорядочить торговлю школьными пособиями и принадлежностями исполком облсовета решил организовать в школах, где насчитывается от 800 учащихся, стационарные киоски, а в школах с меньшим количеством разносную торговую сеть. В области будет создано 74 киосков, разносной торговлей будут заниматься 4 тысячи школ.

Помимо хозчасти в 1940-м году была только одна проблема, которую удалось изжить к 21 веку— это необходимость убедить детей учиться. Несознательные дети сбегали из школ, а несознательные родители (если они вообще были) возражений, судя по всему, не имели.

Вот, к примеру, в Спирово на августовском педсовещании выяснилось, что в предыдущем учебном году «в районе был допущен отсев учащихся — 178 человек, а 24 ребенка забыли записать на учебу в 1 класс. В каждой школе Кимрского района по 4-5 детей неохваченных обучением. Однако Кимрский район удержал переходящее Красное знамя облоно. Лучшие школы района, имеющие 100%-ную успеваемость — Понизовская, Васильевская, Медведевская. Директор Медведевской школы товарищ Максимов рассказал, как он знакомится с будущими учениками. Весной, подводя итоги работы он проводит День школы и приглашает будущих первоклассников. Каждый получает тетрадку на лето, чтобы рисовать в ней. Таким образом на 1 сентября уже понятны наклонности и степень развития новичка. Заинтересовывает всеобучем. В Спировской начальной школе есть спортивная площадка, кружок юных натуралистов, медицинский кружок».

Как видим, в придачу к перевозке дров на лошадях, перед учителями стоит еще проблема - как заинтересовать детей школой.

Еще один пример - в заметке заведующей начальной школой №2 города Торжка М.Туриковой. «В классах чисто, парты покрашены. Глафира Дмитриевна Петухова, которая будет вести 1-й класс, знает уже всех детей. Она побывала в каждом доме, побеседовала с родителями и познакомилась с детьми. Дети с нетерпением ждут, когда они сядут за парты. Эся Израилит несколько раз приходила в школу. Заранее облюбовала себе место. В последнее посещение она принесла свою новенькую разрезную фанерную азбуку в подарок школе. При встрече с учительницей все дети спрашивают, скоро ли учиться. Некоторые даже заходят к ней на квартиру. Все родители учеников 1 класса подали заявления и даже некоторые просят принять тех детей, которым 8 лет исполняется лишь в январе 1941 года».

В то же время не в таких благополучных местах идет борьба с безнадзорностью.

В «Пролетарской правде» было опубликовано соответствующее решение исполкома калининского горсовета. «Однако в жизнь это решение претворяется неудовлетворительно, - пишут чиновники. - До глубокой ночи в горсаду и в цирке можно увидеть толкающихся среди взрослых ребятишек-школьников, под час недостойно себя ведущих. Нередко можно видеть, когда отдельные взрослые граждане удовлетворяют просьбы детей купить им билетик в цирк, чем способствуют увеличению детской безнадзорности».

Юлия КРУТОВА

 

Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *