НПЦ «Экспресс» - о вагонах будущего. Фоторепортаж

Кирилл Кабанов побывал на уникальном тверском предприятии

В Твери побывал председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. Однако его визит проходил не в рамках борьбы с коррупцией, а в качестве члена Совета при Президенте РФ по развитию институтов гражданского общества и правам человека. Кирилл Кабанов побывал на одном из уникальнейших тверских предприятий - ООО научно-производственном центре «Экспресс». Цель его визита популяризировать в дальнейшем ноу-хау тверских производителей и внедрить в массовое производство.

Спасали ТВЗ от банкротства

ООО научно-производственный центр «Экспресс» существует 26 лет. Продукция огромного промышленного комплекса связана с потребностями железнодорожного транспорта. Но в Твери деятельность предприятия широко не известна и находится в тени его «старшего брата» Тверского вагоностроительного завода. А между тем, это предприятие дважды спасало ТВЗ. Первый раз в 90-е, когда тот стоял на пороге закрытия из-за отсутствия комплектующих. Второй раз — в 2000-х была та же причина. Тогда по инициативе ТВЗ с помощью сотрудников Тверского филиала института вагоностроения и Центрального конструкторского бюро транспортного машиностроения было создано предприятие, которое разрабатывало и изготовляло необходимые для производства вагонов системы и комплектующие. В частности в 1995 году предприятие стало единственным в России разработчиком системы жизнеобеспечения для повышенного комфорта в вагонах дальнего следования с бортовым напряжением 110 В и 32 кВт генератором.

Сейчас НПЦ «Экспресс» разработал и пытается внедрить уникальные проекты, аналогов которым нет в России. Они связаны с разработкой, изготовлением, гарантийным и сервисным обслуживанием экологически чистых туалетов различных модификаций, а также комплексов электрооборудования для обеспечения электроснабжения и управления системами вентиляции, отопления и кондиционирования пассажирских вагонов, вагонов спецназначения и электричек.

У истоков основания предприятия стоял Валентин Петраков, действительный член Международной академии авторов открытий и изобретений, основатель Научно-производственного центра «ЭКСПРЕСС», ныне финансовый директор ООО НПЦ «Экспресс», который в свое время положил немало сил на развитие предприятия и сейчас стремится успеть за новыми тенденциями. Он сам провел для столичных гостей и журналистов экскурсию по цехам предприятия, производственные площади которого занимают 20 тысяч квадратных метров.

«Экспресс» по дороге к комфорту

Скажем прямо, нам, гуманитариям трудно понять, насколько ценны железные короба с километрами проводов, металлическими трубками, какими-то клеммами. Но что такое комфорт во время путешествия по железной дороге - нам понятно. А все эти короба, втулки и крайне непонятные конструкции это и есть наш комфорт, а также экономия трудозатрат, финансов и ресурсов.

- Системы жизнеобеспечения вагонов в советское время поставлялись к нам из Прибалтики. Когда Светский Союз распался, вагонзавод остановился, попросту нечем было комплектовать вагоны, - рассказывает Валентин Александрович. - Я в это время возглавлял лабораторию в одном из НИИ. Мы предложили внедрить свою разработку. За полгода сконструировали систему жизнеобеспечения без кондиционера. Сейчас они уже не выпускаются, но в то время действовали именно такие (вагоны с кондиционерами закупались только в Германии). Наши системы и стал использовать вагонзавод. Позже возникла необходимость делать вагоны более комфортного ряда с кондиционером, с экологически чистыми туалетами. К 2000 году создали системы жизнеобеспечения, которые позволяли устанавливать в вагоне кондиционеры, туалетные системы замкнутого типа. Для этого потребовались более мощные генераторы, новое электрооборудование, создание преобразователей, приводов... Очень сложная разработка, аналогов которой в России еще не было. Поэтому привлекались к работе московские лаборатории, специалисты из Питера. В результате в 2000 году мы начали поставлять новые системы и вагонзавод спасли второй раз. ТВЗ перешел на наши отечественные системы жизнеобеспечения с генератором мощностью 32 кВт. Тогда нам было доверено конструировать комплектующие вагонов для первого лица, спецвагонов. А сейчас мы работаем над проектами будущего.

Ноу-хау - «серая» вода

Именно о них Валентин Петраков рассказал на встрече со столичным гостем Кириллом Кабановым. Одна из разработок — туалетная система нового типа. Если коротко: система перерабатывает отходы и выбрасывает на железнодорожные пути уже обеззараженную жидкость. Кроме того, разработка предполагает использование «серой» воды для слива, то есть той, которая уже использована для мытья рук. Это позволит в два раза снизить потребление чистой воды из водяного бака вагона. Знаете ли вы, что сливной бачок унитаза за один раз выдает от 3 до 6 литров воды? Если состав идет, к примеру, во Владивосток, то везти с собой N-ное количество чистой воды весьма затратно и трудоемко. Разработка тверских инженеров позволяет сделать этот процесс более эффективным. Ноу-хау принадлежит именно тверским разработчикам, которые готовы предложить его для внедрения в производство. В том числе проект мог бы быть полезен и в Крыму, с его нехваткой питьевой воды.

Еще один проект - по разработке системы пожаротушения в вагонах. Сейчас это можно сделать только с помощью пожарного шланга при полной остановке поезда и эвакуации людей. Вместе со швейцарской фирмой разрабатывается система тушения водяным туманом. Это можно будет делать и в присутствии пассажиров.

Валентин Петраков поделился с Кириллом Кабановым и другими разработками, о которых PANORAMApro еще расскажет. Сейчас цель тверских производителей распространить информацию на российском уровне для внедрения в экономику.

Кирилл Кабанов пообещал всячески этому посодействовать:

- В рамках работы в президентском Совете мы решаем и региональные проблемы. Такие предприятия в регионах надо поддерживать и развивать. Это будущее экономики, высокие технологии, вхождение в глобальные проекты. Вот сегодня было сказано про Крым. А почему бы и нет, почему это не обсудить? Мы сейчас попробуем выйти на соответствующие министерства, ведомства, в первую очередь на РЖД. Я вхожу в общественный совет Роскосмоса, общаюсь с Ростелекомом, с Росатомом. Имею возможность организовать нормальное взаимодействие, найти нужные контакты. Думаю, что в ближайший месяц мы эту работу запустим.

Юлия КРУТОВА

Фото: Оксана Руденко

 

 

 

 

Comments (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *