От уличного кино в Твери до «Окна в Европу» в Выборге

К Дню российского кино: фестивали большие и малые, как зеркало
Смерть нам к лицу

На недавно прошедшем в Горсаду Фестивале уличного кино прозвучала отрадная мысль о продвижении победителей «с улицы» в большое кино полнометражное. Не лучшие обстоятельства внесли коррективы в проведение кинофорумов, способствовавших такому восхождению. Так был перенесён на зиму один из крупнейших национальных киносмотров августовский «Окно в Европу», неоднократно упоминавшийся на уличном фестивале. Здесь же на поляне у фонтана был затеян неудобный разговор о детско-юношеском кинематографе. К Дню российского кино захотелось напомнить вкратце, как выборгский и другие кинофестивали через тернии к звёздам пробиваются к юному отечественному зрителю.

Некоторая заминка произошла в отечественном кинопроцессе

Кинофестивали крупные и «помельче» стараются, как могут, удержаться на плаву, а главное удержать своего российского зрителя. Август – традиционно месяц главного популяризатора отечественного кинопродукта, фестиваля российского кино «Окно в Европу». Мучительно больно было этим летом обходиться без него. Тем отраднее, с громадным удовольствием было получить здесь в Твери «привет» от любимого Выборга из уст генерального продюсера Фестиваля уличного кино. Александр Щеряков, призывая голосовать фонариками от мобильных, напомнил с явным пиитетом, почти с придыханием, что снятый на айфон фильм «Смерть нам к лицу» Бориса Гуца получил в прошлом году Гран при на главном российском кинофестивале в Выборге, подчеркнув его статусность и роль в поддержке таких фильмов – доступное и демократичное будущее нашего кинематографа. «Мобильная», слегка превышающая час экранного времени картина в 2019-м предложила нетривиальный взгляд на больную тему легко, с искромётным юмором. Пересекаясь каким-то образом с показанным в Горсаду уличным кино «Верю – не верю», она предложила молодым (и не очень) выход – любовь. Актёра из фильма Гуца симпатичного Даниилу Пугаёву мы видели на том же Уличном кинофесте в короткометражке «Ты здесь».

Я свободен

 

Как привить подросткам интерес к кино?

К сожалению и по всей видимости, и «Смерть нам к лицу», ставшая за последние полгода актуальной, как никогда, и многие другие отечественные киноленты собравшимся на поляне у фонтана остаются неизвестными. Тем печальнее показался разговор двух милых и несомненно продвинутых девушек об особенностях тинейджерского кино, затеянный в рамках просветительской программы уличного кинофестиваля.

Любопытно было проследить за разомлевшей на солнышке аудитории. Пока культуролог и столичная журналистка, со знанием дела бойко вещали про зарубежные сериалы, которые, возможно, смелее, опираясь на укоренившиеся традиции описания (они же вряд ли знакомы с Достоевским или же искусно скрыто и давно его эксплуатируют), прорабатывают всякого рода детские травмы, гендерные расстройства и прочие девиации, реакция была более живая – не секрет, что молодёжь предпочитает американское кино. На секунду даже мерзко показалось, что здесь собрались одни неприкаянные, вечно конфликтующие с родителями и испытывающие явные проблемы с сексуальным определением. У меня что-то не так, и я хочу об этом смотреть! Милые барышни ловко жонглировали импортными названиями, и англоязычными культурологическими терминами и теориями – уровень налицо. Было познавательно, что признала одна из присутствующих киноманок Ирина К.: «…Но интерес к Sex Education появился, так как у меня дочь-тинейджер. Правда, весь сериал смотреть не хочется, но вдруг что-то полезное в нём найдётся и для нас… Как привить подросткам интерес к кино – вот какую тему хочется)))». Действительно, как? Когда же речь зашла о кино национальном, стало совсем худо. По словам столичной создательницы Телеграм-канала, в подростковом российском кино обнаруживается «явная лакуна». Так и хотелось вскрикнуть: поздравляю соврамши. Пренебрежительно и снобистски – сойдёт для провинции – упомянула разве что о «Хорошем мальчике» Оксаны Карас, попавшем в «давно снятые» (2016). Триумфатор «Кинотавра» занял 3-е место в «Выборгском счёте». Картина, вобравшая в себя почти все юношеские проблемы – непростые отношения с родителями, мирное сосуществование со сверстниками, первые чувства, правильный выбор подруги, которая правильно бы выбирала кино для последнего сеанса, а главное – сохранение себя как независимой личности, действительно давно получила весьма достойную оценку и зрителей и критиков. Что это? Подыгрывание неосведомлённой молодёжи, уткнувшейся по большей части в телефоны, и неохотно реагирующей даже на, казалось бы, знакомые названия «Нелюбви» Звягинцева и «Ученика» Серебренникова? Или собственное «выпадение из материала»?

Закрой глаза

Детские болячки без зелёнки

«Окно в Европу» всегда повышенное внимание уделяет молодёжи и детям, их исканиям и метаниям, на протяжении вот уже нескольких лет подбирая превосходную программу кино для детей и юношества. Здесь демонстрировались три части популярного «Частного пионерского» Александра Карпиловского, уже полюбившаяся «Сестрёнка» Александра Галибина, «Бегство рогатых викингов» Ильи Белостоцкого, А фантастически-сказочный «Закрой глаза» Ольги Субботиной о семи днях из жизни ребёнка на грани сна и реальности, взывающий к андерсеновским мотивам, медийный кинокритик Александр Шпагин восторженно сравнил с «Серёжей» Данелии-Таланкина.

В основном же конкурсе почти все картины остро поднимали детско-подростково-молодёжные проблемы. «Простой карандаш» Натальи Назаровой – квинтэссенция «школьного» советского фильма и истинно современного – про детскую преступность, неустроенность и российскую безысходность для подростков, особенно талантливых, (ранее её нашумевшая «Дочь» стала классикой жанра про буллинг). Здесь цена вопроса – жизнь ради спасения хотя бы одной юной души. Уже упомянутый фаворит Выборга Борис Гуц: его «мобильные» цитатные более ранний «Фагот» (после его показа в Выборге к авторам подходили педагоги и вопрошали: «Чему учите детей?» Значит, попали в точку, и как результат Приз президента фестиваля за дебют) и «Смерть нам к лицу» – события в отечественном кино. Там же был представлен необычный поэтичный фильм «Я свободен» Ильи Северова с Глебом Калюжным – ну просто все потаённые залежи детских воспоминаний, страхов, травм. Кстати, один из персонажей – слепой мальчик, но чья слепота – один из планов, метафора.

Простой карандаш

А главный герой – просто подросток, скорее состояние, нежели реальный человек. Этот фильм воистину не забыть! Он тихо уютно возвращает к детству, осмысливая грани человеческой свободы, реальные и фантастические. У той же Карас в прошлом году вышла «Выше неба», получившая признание на «Кинотавре» про болезненную, не слишком счастливую первую любовь, помехой которой являются…родители. Есть смелые Иван Твердовский-мл. с культовым «Классом коррекции» и «Подбросами», Гай Германика, Александр Горчилин с ядовито-провокативной «Кислотой», участвовавшей в конкурсе «Выборгский счёт»… В Выборге наконец триумфально прошли национальные тверские произведения «Витька Чеснок» и «Бык» вгиковских дебютантов. Ничем они не уступают зарубежным коллегам. Контент не только разнообразный, для всех юношеских сегментов – радикальных и романтичных, но и качественный. Наконец, на Тверской земле ежегодно проходит кинофестиваль «Детское кино – детям» на базе Медновской школы-интерната, где помимо самодеятельного конкурса детского творчества, демонстрируются и актуальные новинки детско-юношеского кино с приглашёнными гостями Татьяной Мирошник, Карпиловским, Белостоцким. Все они в мучительном поиске своего зрителя. Это проблема и кинопроката, а в данном случае популяризации отечественного, уж поверьте, отличного кинопродукта. Вместо поверхностных некорректных оценок можно было бы воздержаться от лишних выпадов в сторону российского кино, которое в условиях пандемии здорово пострадало, пожелать ему успехов. И просто его любить. Как люблю его я…

Светлана Еланская, член Гильдии киноведов и кинокритиков

Я свободен
Comments (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *