Ровно три года назад в Твери рухнул Речной вокзал. История смерти, история рождения

7 августа областная столица лишилась своей визитной карточки. Вспомним, как это было
Фото: Юлия Крутова

Первое сообщение о том, что со зданием Речного вокзала происходит что-то непонятное, 7 августа в Интернете появилось около 9 вечера, но подозрения на обвал казались фейком. Это же невероятно!

Однако дальше — больше. Самые шустрые горожане не поленились добежать до Речного и оповестить о происходящем соотечественников: обваливаются кирпичи, рушатся колонны,осыпается штукатурка. Все происходит так стремительно, что не остается сомнений — символа города у нас больше нет. Это уже непоправимо. В кромешной тьме около 12 ночи рухнула центральная ротонда, верхние перекрытия здания.

История смерти

Народный вопль  ужаса в Интернете был таким громким, что его услышали в других регионах: после полуночи на место происшествия примчались журналисты федеральных СМИ. Само собой, здесь же сотрудники МЧС, служба пожаротушения, полиция, были подняты по тревоге также областные и городские чиновники.

Из глубины здания раздается треск и другие звуки, подтверждающие, что это еще не конец. МЧС устанавливает световые башни, чтобы контролировать происходящее, натягивает сигнальные ленты, газовая служба отключила газ, здание полностью обесточили.

Фото: Юлия Крутова

Утром у тверских СМИ рабочий день начался возле Речного. Здесь уже собралась толпа жителей окрестных домов. Переговариваются тихо, как на похоронах.

Сотрудники МЧС организовали оцепление: конечно, соблазн проникнуть за сигнальную ленту и сделать исторические кадры у нас  велик. Ведь буквально через какие-то пару часов  этих колонн может и не быть.

Речной продолжает осыпаться прямо на глазах. Откуда-то сверху на землю валятся кирпичи,  большой кусок стены с грохотом падает вниз, подняв клубы пыли.

Картина была удручающей. Общая площадь обрушения составила примерно 400 квадратных метров.

У причала останавливается теплоход. Туристы, судя по обстановке, понимают: что-то произошло, и пытаются сквозь ветки деревьев увидеть ответ на вопрос. Но экскурсовод  просит не задерживаться и пройти дальше.

Наверняка потом, узнав из федеральных СМИ, что оказались в этом месте в такой исторический день, многие из них кусали локти и ругали себя за то, что повелись на зов экскурсовода.

Тем временем заместитель председателя правительства области Андрей Белоцерковский, начальник главного управления по госохране объектов культурного наследия в регионе Михаил Смирнов, заместитель начальника Управления МЧС России по Тверской области Дмитрий Корнеев в окружении прессы официально комментируют происходящее.

Фото: Юлия Крутова

- Остатки здания сносить не будут.

- Одна из причин обрушения - некачественные технологии и материалы, использованные при строительстве.

- Здание пришло в аварийное состояние еще в 90-е годы и много лет не использовалось по назначению.

- По итогам экспертизы будет решаться судьба того, что осталось.

- Привести здание в нормативное и современное состояние сложно. Есть проект реконструкции. Последняя озвученная сумма (7-10 лет назад) – примерно 500 миллионов рублей. И это без учета обрушения.

– Речной вокзал – объект регионального значения, но понятно, что региону практически невозможно найти средства на его реконструкцию.

- В разные годы долго шли поиски инвестора, но результатов они не принесли. С экономической точки зрения и с учетом законодательных ограничений (как объекта культурного наследия) никому это не выгодно.

Вечером того же дня по Интернету начинает «гулять» прощальный видеоролик, сделанный с квадрокоптера. Наверное, никто не смог остаться равнодушным.

История рождения

В официальных источниках временем постройки Речного вокзала значится 1938 год, и только. Трехэтажное здание, спроектированное в стиле сталинского неоклассицизма,  было построено в связи с открытием Иваньковского водохранилища. В электронной подшивке газеты "Пролетарская правда"  за 1938 год мне удалось отыскать точную дату дня рождения бывшей визитной карточки Твери - 1 сентября. В этом номере нашлась заметка об открытии.  Совсем маленькая.

"На стыке двух рек - Волги и Тверцы возведено красивое монументальное здание. Это речной вокзал, построенный по проекту архитекторов Райского и Гавриловой. Сквозные проходы со стороны Волги с красивым узорчатым потолком удачно архитектурно оформлены. Перед колоннадами на постаментах установлены якори. Со стороны стрелки построен ряд колонн на мощной аркаде. Аркаду перекрывает обширная терраса для отдыха населения. У главного входа в вестибюле поставлены монументы Ленина и Сталина. 

На третьем этаже - ресторан, имеющий вид круглого зала. Вокзал полностью радиофицирован. В каждой комнате будет поставлен телефон.

Уютно и приветливо в комнате отдыха. Мягкая мебель, большой круглый красивый стол для чтения, над которым висит бронзовая люстра.

Для лучшего обслуживания пассажиров будут открыты мастерские: сапожная и портновская, почтово-телеграфное отделение, сберкасса, различные киоски: газетно-журнальный, аптечно-парфюмерный, цветочный. Особый интерес представляет комната матери и ребенка. Красивая и изящная детская мебель с рисунчатыми спинками, ковры, картины украшают ее. 

Вокзал открывается сегодня. Первый катер отплывает до Краснова в 5 часов утра". 

Вот так тихо, в рабочем режиме, без пафоса и красных ленточек открылось уникальное по тем временам здание. Уникальным во многих смыслах этого слова оно остается и по сей день.

В разные годы в здании Речного располагались непосредственно вокзал, рассчитанный на 550 пассажиров (он функционировал до начала 90-х), музей воинских традиций, музей ужасов, ночные клубы, ресторан, редакции газет, ветеринарная лечебница, и это еще не все.

Последней яркой искрой в жизни Речного в 2011 году стала арт-выставка и возможность превратиться в Центр современного искусства с легкой руки российского арт-менеджера Марата Гельмана. Но идея, к сожалению, так и осталась лишь идеей.

Юлия КРУТОВА

Картинка в изображением Речного вокзала нашлась в газете "Пролетарская правда"за 1940 год. Пароходство канала Москва-Волга приглашает в речной круиз от Речного вокзала. На теплоходе - первоклассные рестораны, буфеты, каюты 1,2,3 классов.
Комментарии (0) Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *