Большинство россиян предпочитают зарубежные бренды, но каждый второй опрошенный готов перейти на вещи российских дизайнеров. При этом сами бренды признаются, что сейчас переживают непростые времена из-за роста стоимости тканей и увеличения времени поставок. Между тем с уходом европейской продукции для бизнеса появились новые возможности. Как будут развиваться российские бренды одежды в условиях санкций — выясняли «Известия».
Большинство россиян предпочитают зарубежные бренды, но каждый второй готов перейти на вещи российских дизайнеров. Это следует из результатов опроса, проведенного международным логистическим оператором СДЭК и брендом I Am Studio (имеется в распоряжении «Известий»).
По данным исследования, свыше половины респондентов (54%) предпочитают одежду зарубежных брендов, а почти треть (32%) — одежду российских дизайнеров. Каждому десятому (10%) страна-производитель непринципиальна.
При этом, отвечая на вопрос, будут ли они носить одежду российских брендов вместо зарубежных, почти половина (47%) людей ответила положительно.
— Среди клиентов СДЭК в сегменте моды 15% — российские бренды. В ближайшее время эта цифра будет расти. Мы хотим и готовы расширять сотрудничество с локальными брендами одежды и обуви. В условиях ухода с российского рынка большого количества иностранных магазинов это особенно актуально, — говорит PR-директор СДЭК Анна Иоспа.
По ее словам, сегодня в России — как в Москве и Санкт-Петербурге, так и в регионах — существует много производителей стильной и качественной одежды, обуви и аксессуаров, но до последнего момента они оставались в тени западных сетевых ритейлеров.
По данным исследования, почти половина россиян планирует сократить траты на одежду в 2022 году. До последнего времени большинству опрошенных (72%) один поход в магазин за одеждой обходится в сумму до 10 тыс. рублей, 13% — 10–15 тыс. рублей, 7% — 15–20 тыс. рублей, еще стольким же — от 20 тыс. рублей.
Yeezy money: как можно заработать на продаже лимитированных кроссовок
Канье Уэст и Майкл Джордан помогают молодежи зарабатывать сотни тысяч рублей
— При этом 47% россиян намерены сократить расходы на одежду. Большинство из них — в связи с ожиданием роста цен. Остальные отметили, что уже имеют большие запасы вещей или перешли на удаленный или гибридный формат работы, соответственно, их потребности в покупках снизились, — отмечают авторы исследования.
По их данным, треть россиян (31%) сегодня покупает одежду раз в 2–3 месяца, а свыше четверти (27%) — раз в месяц. 15% делают это чаще раза в месяц, 13% — раз в 3–6 месяцев и столько же — раз в полгода и реже. Из общего числа респондентов 60% указали, что планируют покупать одежду реже.
Подавляющее большинство россиян предпочитает покупать одежду в торговых центрах (74%) и на маркетплейсах (73%). 64% — в интернет-магазинах. 11% — на вещевых рынках, а каждый десятый (10%) — в секонд-хендах.
Основатели коммуникационного агентства, работающего в сегментах Fashion, Beauty и Lifestyle ZB’s Laboratory, рассказали «Известиям», что ситуация для модных брендов на рынке сейчас двоякая.
С одной стороны, это, безусловно, время новых стартов и возможностей, с другой — большое испытание на выживаемость.
— Главная «боль» — это удорожание тканей на 30%, а иногда и на все 50%, задержки в поставках фурнитуры. Бренды столкнулись сейчас с тем, что приходится повышать цены и, как следствие, возможно отсечение целого пласта покупателей, — говорят собеседники портала.
По их словам, в связи со сложившейся ситуацией цены на трикотаж поднялись за счет увеличения маршрутов доставки и курса доллара. Есть небольшие задержки в поставках у поставщиков, но на российском бренде Hooli — первом в мире конструкторе худи — это не отражается, поскольку он работает с большим количеством производителей, потому присутствует самозаменяемость.
— Поставщиков бренд не меняет, работает со сложившейся кастой производителей, которые в первую очередь относятся с пониманием к ситуации на рынке и идут навстречу, все заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве, — заключают собеседники «Известий».
По данным экспертов платформы по управлению бизнесом на маркетплейсах EGGHEADS Solutions, сегодня производители одежды, поставщики и селлеры разделились на три лагеря: тех, кто ушел с рынка, тех, кто остановил процессы, и тех, кто ищет возможности и работает еще больше, чем раньше. Такое явление связано не столько с антироссийскими санкциями, сколько с выбором самих предпринимателей.
— Мы с моим партнером Валентиной постоянно общаемся с коллегами по цеху, и странно слышать от некоторых, что они останавливают производства. Я искренне не разделяю такую позицию. Ведь сейчас то самое время, когда нужно работать больше прежнего, объединяться и искать инвесторов, — считает основатель российского бренда одежды Zeri Наталья Петрова.
Основатель и дизайнер марки ТЕЯ Катя Голубятникова говорит, что после введения санкций большинство игроков рынка взяли паузу, чтобы набросать «хотя бы робкие шаги» для действий в ближайшей перспективе.
— Лично я скупала остатки тканей по старому курсу, в срочном порядке подготавливала площадку во «ВКонтакте», архивировала посты, чтобы в дальнейшем быстрее восстановить контент на других ресурсах, и вышла с прямым обращением к клиентам, — рассказывает она «Известиям».