Тверскому малому бизнесу на упрощенке дали «скидку» на налоги

Но только вновь открывшемуся, и только на ближайшую пятилетку

Тверской областной парламент после длительного обсуждения поддержал правительственный законопроект «Об установлении налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения на территории Тверской области». Закон принят во втором (окончательном чтении) большинством депутатских голосов и по истечении месяца с того дня, как его подпишет губернатор, он вступит в силу - как полагают наши эксперты, произойдет это 1 января 2020 года.

С того дня и в течение пяти последующих лет те, кто намерен заняться «малой» предпринимательской деятельностью (подчеркиваем: только намерен заниматься, а не занимается уже) и выберет упрощенную систему налогообложения, имеют право на значительную налоговую льготу. Перечень видов экономической деятельности, на которые эта льгота распространяется, включает в себя 40 позиций, в том числе растениеводство, охоту, деревообработку, пошив одежды, производство мебели, библиотечное дело - полный список смотрите ниже.

Напомним, что по действующему федеральному законодательству предприниматели на «упрощенке» освобождены от уплаты налогов на прибыль и на имущество. То есть открывшиеся с 1 января 2020 года на территории Тверской области малые предприятия получат еще и «дополнительную скидку» с суммы, уплачиваемой ими в виде налогов (а в том, что они воспользуются правом на эту льготу, сомневаться не приходиться: денег на развитие не хватает всегда и всем).

Схема «скидки» такая. Если объектом налогообложения являются доходы предпринимателя, размер налоговой ставки составит 3%. Если объектом налогообложения являются предпринимательские доходы, уменьшенные на величину расходов, то налоговая ставка - 7,5%. Еще более низкие ставки налога установлены для тех, кто займется разработкой компьютерного ПО и услугами консультирования в данной области, а также для деятельности в области информационных технологий - 1,5% и 5% соответственно. «Скидки» действуют при условии, что выручка от реализации товаров, работ или услуг за соответствующий налоговый период составляет не менее 70% от общей суммы выручки.

По задумке чиновников, выгаданные предпринимателем деньги должны пойти на развитие их предприятий. Встав на ноги и развившись во что-то более серьезное, чем цех в гараже, предприятие через пять начнет платить налоги по нормальной ставке, регулярно пополняя государственный бюджет.

Однако не все так однозначно. Главный предмет спора - фактическое правовое неравноправие между теми, кто уже работает, например, в сфере ветеринарии, и теми, кто только собирается открыть свою ветклинику: первые будут платить налогов больше, чем вторые. Опрошенные нами эксперты в предпринимательской среде убеждены, что такое неравноправие породит волну перерегистраций существующих предприятий и переписывания их на подставных лиц, и даже закрытий бизнесов - и все только ради того, чтобы попасть в заветный список «вновь открывшихся». Ведомства же, причастные к появлению этого регионального закона (например, региональный минфин и федеральная налоговая служба) убеждены, что налоговые льготы уже существующим малым предприятиям - это недополученные деньги в бюджеты. Собственно, вокруг этого момента и велись основные споры между участниками законодательного процесса.

И второй предмет спора - это перечень «льготных» видов экономической деятельности. Здесь сторонам тоже пришлось попотеть прежде, чем итоговый список был сформирован.

Помимо уже названных ведомств и областного парламента, в подготовке и обсуждении положений нового закона принимали участие региональный минэк и областная контрольно-счетная палата.

Как этот закон будет работать, покажет практика. PANORAMA pro следит за развитием событий.

Мнение эксперта

Антон Стамплевский, Уполномоченный по правам предпринимателей в Тверской области:

Без преувеличения, долгожданный закон. Большинство регионов России приняли аналогичные законодательные акты еще 2 - 3 года назад. Предполагалось использовать это как антикризисную меру.

Наличие или отсутствие такого закона в регионах является одним из критериев оценки экономической ситуации на местах Агентством стратегических инициатив: если такого закона нет, значит, оценки будут плохими.

Полагаю, льгота повлияет на отношение внешнего мира к региону в плане инвестиционной привлекательности.

Замечу, что, из опасений получить выпадающие доходы, действие закона распространили только на организации и индивидуальных предпринимателей, «впервые зарегистрированные в течение пяти лет после вступления закона в силу», то есть, исключили тех, кто уже работает на рынке. Иными словами, последние должны будут платить налоги по полной ставке. Думаю, эти опасения неосновательны. Во-первых, выпадающие доходы - это те, которые уже подсчитаны; подсчитать то, чего еще нет, невозможно. Во-вторых, тверской бизнес, как мы видим, не пошел по пути перерегистрации компаний.

Еще один принципиальный момент. В отличие от регионального закона «о налоговых каникулах», который - давайте назовем вещи своими именами - распространяется на профессии, которые практически не развиты в регионе (и, соответственно, число зарегистрировавшихся индивидуалов минимально), закон о льготах для малого бизнеса, работающего «по упрощенке», распространяется в первую очередь на обрабатывающие производства. То есть, на реально имеющийся и работающий сектор «малой экономики». И, на мой взгляд, перечень этот адекватный и вполне рабочий.

В общем, у меня есть надежда, что вместе со вступлением нового закона в силу сокращение числа субъектов малого предпринимательства в регионе остановится.

Перечень видов экономической деятельности, на которые распространяется льготная налоговая ставка

1) растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях;
2) лесоводство и лесозаготовки;
3) рыболовство и рыбоводство;
4) производство пищевых продуктов;
5) производство текстильных изделий;
6) производство одежды;
7) производство кожи и изделий из кожи;
8) обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения;
9) производство бумаги и бумажных изделий;
10) деятельность полиграфическая и копирование носителей информации;
11) производство резиновых и пластмассовых изделий;
12) производство прочей неметаллической минеральной продукции;
13) производство металлургическое;
14) производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования;
15) производство компьютеров, электронных и оптических изделий;
16) производство электрического оборудования;
17) производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки;
18) производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов;
19) производство мебели;
20) производство прочих готовых изделий;
21) ремонт и монтаж машин и оборудования;
22) складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность;
23) деятельность по предоставлению мест для временного проживания;
24) деятельность издательская;
25) производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ, издание звукозаписей и нот;
26) деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма;
27) образование;
28) деятельность в области здравоохранения;
29) деятельность по уходу с обеспечением проживания;
30) предоставление социальных услуг без обеспечения проживания;
31) деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений;
32) деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры;
33) деятельность в области спорта, отдыха и развлечений;
34) ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения;
35) деятельность в области права и бухгалтерского учета;
36) научные исследования и разработки;
37) деятельность рекламная и исследование конъюнктуры рынка;
38) деятельность профессиональная научная и техническая прочая;
39) деятельность ветеринарная;
40) деятельность по трудоустройству и подбору персонала

Денис КУЗНЕЦОВ

Фото: социальная сеть Twitter

Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *