В Калязине художественная школа открылась в особняке купца 3-й гильдии

Отличное место для пленэра - улица Карла Маркса с булыжной мостовой. Фото из архива Михаила Стоячко

Художественная школа в Калязине существует более 20 лет. Располагалась в разных зданиях,  и переезд в новое помещение можно было бы считать рядовым событием. Но вот  замечательная деталь: это новое здание - хорошо забытое старое, а точнее — бывший дом купца Шишкина — иконописца, основателя и мецената иконописной мастерской, где рождались иконы в том числе и для Калязинского Макарьева монастыря, взорванного в 1940 году.

В 18 — 19 веках Калязин славился своими иконописцами. В числе почитаемых была династия Шишкиных. Первым мастером в этой семье был Михаил Иванович Шишкин, который в 1822 году основал в Калязине иконописную мастерскую, просуществовавшую почти 100 лет, до Октябрьской революции. Три сына и внуки продолжили его дело. Сейчас об этой уникальной династии в Калязине ничего не напоминает. Их бывший особняк начиная с советских времен был казенным домом для различных учреждений.

Особняк купца Шишкина

Надо копать!

С основателем и директором Калязинской художественной школы Михаилом Стоячко мы встретились еще до новоселья. Он поведал невероятный факт — в цокольном этаже здания засыпана песком бывшая иконописная мастерская Шишкиных! То есть, по сути дела, в замороженном на десятилетия виде хранится настоящий клад. Как же так вышло?

Дом Шишкиных располагается на улице Ленина, которая проходит вдоль набережной Волги. До затопления города это был центр Калязина. Добротный (до сих пор) каменный купеческий дом предположительно построен в 1817 году. Внешне какой-то особой оригинальностью здание не отличается, со временем утрачены почти все декоративные элементы.

За свою жизнь дом поменял множество владельцев: в 19 веке в том числе здесь размещались магистрат, дума, сиротский и словесный суды.

Трехчастные окна

Но радикально изменило архитектурный облик исторического здания советское время. В какое-то из послереволюционных десятилетий в срочном порядке сюда въезжал военкомат. Первый этаж, где у Шишкиных располагалась иконописная мастерская, к тому времени стал уже цокольным. Без долгих церемоний через открытые окна военные засыпали весь цоколь песком. Были ли вынесены при этом раритеты, история умалчивает. Скорее всего, в спешке этим мало кто озаботился.

Первая мысль: «Надо же копать!»

- Ну вот, осмотримся здесь... Будем и копать, - говорит директор.

Советские казенные учреждения, которые располагались поочередно в доме Шишкиных, не пощадили историческую внутреннюю отделку. Гипсокартоном и навесными потолками «зашита» вся старина, кирпичами заложено несколько окон. От барокко с классицизмом не осталось и следа. Дух 18 века выдают только  трёхчастные окна, выполненные по схеме серлианы, с широченными, чуть ли не метровыми подоконниками.

Восстановить внутреннюю отделку хотя бы приблизительно очень затратно для муниципального учреждения, которым является художественная школа.

- Но мы, конечно, понемногу будем стараться вернуть дух купеческого дома, это важно для ребят, которые изучают классическую живопись, учатся ценить традиции, - говорит Михаил Стоячко.

В первую очередь художник запланировал установить на здании мемориальную доску в память об иконописцах Шишкиных. Это была действительно достойная династия, мастера которой приложили руку (в буквальном смысле слова) ко многим святыням Тверской земли.

Наследники купца 3-й гильдии

К середине XIX века в сусальной мастерской Шишкина работали сам хозяин, его дети, пять наемных работников и два ученика. К тому времени Михаил Иванович числился купцом третьей гильдии. Он закупал в Москве толстые листы золота и серебра и раскатывал их в фольгу. Сбывал готовую продукцию в Калязине мастерам-позолотчикам.

У основателя династии было большое семейство: трое взрослых сыновей — Дмитрий, Василий и Алексей со своими семьями.

Сыновья продолжили дело отца, а затем к семейному делу пристрастились внуки. Иконостасы многих церквей Тверской губернии вышли из мастерской Шишкиных.

Кабинет директора в бывшем здании художественной школы

Мастера не только занимались росписью, но и выполняли столярные и позолотные работы по дереву, железу и лепке в храмах Калязина, соседнего города Кашина и других городов губернии.

Дмитрий Шишкин с сыновьями реставрировал иконостас в соборном храме Новоторжского Борисоглебского монастыря. Иконостасы Шишкиных были участниками и призерами выставок в Нижнем Новгороде 1896 года, в городе Суэце 1897 года, Франко-Русской в Санкт-Петербурге 1899 года, Всемирной Парижской выставки 1900 года.

Особенно прославился младший сын Василия Шишкина Алексей. Он окончил Академию художеств в Петербурге, получил звание классного художника 3-й степени. Предположительно именно он был автором икон в иконостасах Казанского и Троицкого приделов Георгиевской церкви села Юрьевское Старицкого уезда. В описи церкви сообщается, что образа в обоих иконостасах писаны художником Шишкиным на липовых досках. Стенная живопись, возможно, также работы Алексея Шишкина.

В 1876 году он выполнил большой заказ Белобережской пустыни в Орловской губернии. Позже написал 13 икон на цинке для иконостаса церкви при Олонецкой мужской гимназии в Петрозаводске.

Уникальные работы мастеров не сохранились. Возможно, какие-то из них есть в музеях, но имена авторов утеряны.

Традиции и консерватизм

У Михаила Стоячко на новое здание школы большие планы. Здесь есть собственная территория, участок за домом, который можно занять под выставочно-пленэрную деятельность. Такая уникальная возможность есть не у каждой художки.

Михаил Стоячко на открытии выставки "Русская Атлантида" в Тверском выставочном зале

- Хочу еще создать небольшой краеведческий музей, где найдется место для памятной экспозиции о бывших владельцах этого дома (если ее удастся собрать), и не только. На втором этаже будут проходить занятия, а на первом планирую создать настоящие музейные площади для краеведческой экспозиции. У меня хранится несколько экспонатов старой иконописной школы с территории монастыря. С этого и начнем собирать музейный архив. Музей сможет принимать туристов, здесь же можно проводить и краеведческие занятия для наших учеников.

Надо сказать, что художественная школа в Калязине уникальная. Здесь изучают не только непосредственно живопись, но и теорию искусства. Занятия ведет калязинский краевед Ирина Пономарева. Всего в школе 11 преподавателей, причем почти все они бывшие ученики, вернувшиеся сюда с дипломами. После обучения в калязинской художке каждый год выпускники поступают в солидные учебные заведения столиц, в Тверское училище имени Венецианова.

- В Тверской области всего три художественные школы — в Твери, Ржеве и Калязине. Моя принципиальная позиция — обучение академической живописи, - говорит Михаил Стоячко. - Можно называть это костностью, консервативностью, но я считаю, что хоть какие-то художественные школы должны сохранять традиции классики. Тем более что только в России, по сути, такие школы и сохранились (возможно, из-за той самой консервативности). Нигде в странах Европы академической живописи сейчас не придается такого значения. В провинции вообще консерватизм в живописи сохранить гораздо проще. Вышел за ворота школы, вот тебе пленэр: Волга, природа, колокольня... история. Ну какого художника при этом потянет на абстракцию? Думаю, что атмосфера купеческого дома тоже пойдет нам на пользу.

Юлия КРУТОВА

Фото: Юлия КРУТОВА


Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *