В Тверском выставочном центре открылась экспозиция художественного стекла

Антон Маршумов: Я живу в своем мире

Антон Маршумов: Я живу в своем мире

Эта выставка - явление уникальное. Люди, близкие к культуре, не припомнят, когда изделия стеклодува выставлялись в Твери в последний раз. Одним из немногих, известных в Твери мастеров работы со стеклом был непревзойденный тверской художник Борис Федоров. Он ушел из жизни в 2014 году.

Если копнуть историю поглубже, то у каждого, кто в теме, сразу «срывается с языка» фамилия Маршумовых. Ирина и Михаил Маршумовы вошли в историю советского стеклодувного дела. Они были известны не только в Тверской области, но и за пределами страны. Их работы ценили высоко. В 1973 году калининские художники получили золотую медаль на международном биеннале по стеклу в Чехии. Их работы и сейчас выставляются в Музее стекла в Праге. В свое время Маршумовы основали художественную лабораторию на Калининском стеклозаводе, организовали в Калинине свою школу стеклодувного мастерства. Что осталось? Ничего. Только Антон. Их сын, который постигал основы уникального мастерства здесь же, на Калининском стеклозаводе, и прошел школу родителей.

Ирины Михайловны не стало в 2013 году, а отец, Михаил Михайлович, на открытии выставки не скрывал гордости за сына:

- Для нашей семьи этот день — настоящий праздник. Антон — состоявшийся художник, причем художник очень оригинальный. Всю работу он выполняет сам, без помощи мастера. Это сложно, потому что стеклоделие —  трудоемкое занятие. Работа художника во многом зависит от работы мастера-стеклодува. Знаете, как бывает? Вещь уже почти состоялась, и вдруг стекло отваливается от трубки по вине мастера. А иногда мастер и вообще не хочет делать, утверждает, что это невозможно. Антон в одном лице играет две роли: художника и стеклодува. Это дает больше возможностей.

Сам Антон человек скромный, это его первая персональная выставка. Организовать ее помог журнал «Реноме».

Присутствовавшие на открытии депутат Госдумы Светлана Максимова, депутат Законодательного собрания Тверской области Олег Лебедев, председатель ТГД Евгений Пичуев и другие ВИП-гости мастерством художника восхитились и обещали всяческое содействие ради сохранения тонкого искусства в регионе. 

В перерывах между общением со зрителями автор ответил на вопросы PANORAMApro

- Антон, почему первая выставка? Ведь вы занимаетесь стеклоделием уже давно.

- Да. С молодости. Просто, видимо, я не считал, что пришло время делать персональную выставку, не был готов к этому внутренне. Некоторые вещи мне казались малозначительными. Много работ у меня осталось со времен работы на Калининском стекольном заводе, это те изделия, которые продавал завод. Образцы для своего времени были хороши, но они не являются предметами искусства. Теперь у меня появилась внутренняя потребность творить, есть большое количество авторских работ. И еще появилось много свободного времени. Сейчас я могу сказать, что к этому дню — к открытию персональной выставки - я шел всю сознательную жизнь.

- Выставка — явление временное. А где вы обычно показываете свои работы? Храните дома, продаете?..

- Не продаю. У меня нет склада, где пылятся коробки с сувенирами. Все, что накопилось, я готовлю для экспозиции музея стекла в Медном. Пока он находится в стадии строительства.

- Вот про музей поподробнее…

- Это будет музей семейной династии художников Маршумовых. В первую очередь там будут выставлены работы моих родителей. Сейчас в Твери практически нет художников по стеклу. Одним из последних был Борис Федоров. Не могу не вспомнить о нем. Этот великий художник был другом нашей  семьи.

Нельзя допустить, чтобы этот вид творчества исчез в Твери. Я хочу создать не просто музей. Здесь будет стеклодувная мастерская с демонстрацией шоу-программ и мастер-классами. 

- На какой стадии строительство?

- Сама коробка готова: построено здание, есть окна, крыша. Установлено ограждение. Начал наладку теплосетей. Но тут коронавирус… возникли непредвиденные обстоятельства. Пока строительство приостановлено. Но ненадолго.

- Почему для музея вы выбрали Медное?

- Моя семья живет здесь уже 20 лет. Когда сын был маленький и часто болел, врачи посоветовали больше бывать на воздухе. Мы построили дачу в 12 км от Медного, в лесу, постепенно она трансформировалась в дом, из которого мы не хотим уезжать. Превратились с женой в сельских жителей. Здесь у меня есть и небольшая мастерская. Кроме того, Медное расположено на трассе Москва-Петербург, как раз здесь - развязка с поворотом на Медное. Очень удобно заезжать транзитным туристам.

- Некоторые ваши работы требуют комментариев. Вот к примеру эта, с колючками, похожая на кактус...

- Я постарался представить разнообразие работ: от маленького и простого до большого и сложного...

Вот, к примеру, тверской козел, ангелочки - просто подарочные сувениры.

Инсталляция с шипами — это моя недавняя работа, делал во время пандемии. Никакого особого смысла в нее не вкладывал, абстракция. Но зрители увидели в ней схожесть с молекулами коронавируса. Вероятно, это что-то подсознательное.

А вот эта работа - со смыслом, простая и одновременно сложная: «Слепые». Сделана по мотивам картины Питера Брейгеля Старшего. Надеюсь, понятно, что эти стеклянные колбочки - люди: они идут неуверенно. Один уже упал, второй в процессе падения, остальные тоже шагают осторожно. Еще в студенческие годы картина поразила меня своим трагизмом, впечатление осталось до сих пор. Даже зрячие люди слепы на своем жизненном пути, нам неизвестно, куда ведет наша дорога.

Вот фрагмент витража «Яблочный спас» - яркий и эмоциональный, работа выполнена в технике спекание, которую можно назвать и модным словом фьюзинг. Цветное листовое стекло кладется на прозрачную подложку и разогревается до высокой температуры.

В этой же технике выполнена яркая витражная композиция «Времена года», по мотивам музыки Вивальди. А вот глубоко личное, мечта - « Небо, море и я». Меня, конечно, не видно, но в своих мечтах я где-то там.

Я вообще живу в своем мире, люблю работы, несущие философский смысл.

Вот это - «Неукротимость»: какая-то природная сила духа, разорвав строгие рамки, прорывается наружу. А вот работа «Радость»: яркие красные тона оставляют позитивное ощущение. Я надеюсь на это.

У меня много предметов интерьера.

Самое распространенное — канделябры. Они родом из советского времени (все художники, работающие на заводе, обязаны были создавать образцы канделябров). Вот этот - навеян романом Толкиена «Властелин колец» - чудо-дерево.

Постоянная тема для стекольщика - свадебная посуда, фужеры. Заказывают родители молодоженов, которые хотят сделать сюрприз. И это действительно хороший сюрприз — символ, оберег семьи. Вот этот набор фужеров я сделал к свадьбе сына.

- Антон, как вообще мир относится к стеклодувному мастерству? Популярно это искусство или непопулярно?

- Первым делом назову Америку. Но там стеклоделие развивается в другом направлении. Для американских мастеров форма вторична, они делают упор на декор изделия. Например, толкут цветное стекло в порошок, делают напыление, вплавляют золото, кристаллы. В основном из стекла делают курительные принадлежности, кальяны, бокалы для пива. В качестве дизайна — кровь, зубы, большие глаза. С точки зрения советской школы это не искусство, это просто бизнес.

Некоторое время я жил в Германии, общался там со стеклодувами. Художественные изделия здесь редкость. В основном можно встретить небольшие сувениры или мелкие формы. Все основано на той технике, которую применяют для изготовления лабораторной посуды. Когда-то с этой технологии начинали и мои родители. Стекло использовалось только в практической плоскости. Их заслуга в том, что они переработали технологию, добавили художественности. Я придерживаюсь классической школы. И если у меня будут ученики (а я на это надеюсь), постараюсь сохранить традицию. Иначе зачем это все...

Юлия КРУТОВА

В лекционном зале Тверского городского музейно-выставочного центра выставка "Диалоги со стеклом" продлится до 13 сентября

Комментарии (1)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Произведения Ирины Михайловны и Михаила Михайловича Маршумовых находятся также в коллекции Тверской областной картинной галерее и выставляются в постоянной экспозиции.