Wildberries, OZON и прочие: как правовая неопределенность приводит к нарушению прав потребителей

Изображение от rawpixel.com на Freepik

Несколько дней назад, 10 марта, состоялось заседание Общественного совета при Роспотребнадзоре, на котором рассматривались вопросы, связанные с нарушением прав потребителей при приобретении товаров на маркетплейсах. Правда, сами крупнейшие игроки интернет-торговли удивленно пожимали плечами, делая вид, что они лишь торговые площадки, а не продавцы, и потому претензии должны предъявляться по другому адресу.

Попытку снять с себя ответственность в авторской колонке для ФАН развенчал юрист, руководитель Центра правопорядка в Москве и Московской области Александр Хаминский.

Тема ответственности маркетплейсов перед покупателями. Колонка Александра Хаминского
На первый взгляд может показаться, что маркетплейс — это как рынок, только электронный. Здесь имеются свои прилавки, витрины и товары, но всем этим занимаются продавцы, а вовсе не организаторы, которые всего-навсего сдают в аренду электронные торговые места. Однако на обычном рынке администрация отвечает и за пожарную безопасность, и за соблюдение санитарно-эпидемиологических правил, и за обеспечение безопасных условий труда. И еще за несколько десятков обязательных требований, установленных Федеральными законами «О розничных рынках» и «О защите прав потребителей». Но эти акты законодательства, к сожалению, почти не действуют в отношении маркетплейсов, что позволяет их владельцам устанавливать нужные им правила.

Но мы все-таки коснемся темы ответственности маркетплейсов перед покупателями. И здесь необходимо отметить, что зачастую сами маркетплейсы выступают непосредственно продавцами, причем тех товаров, которые имеют сомнительное происхождение. Около года назад порядка 700 крупных западных фирм ушли из России. Больше половины из них занимались импортом и продажей товаров широкого потребления, проще говоря – ширпотребом. Куда делся после их ухода этот товар, не знает никто, даже ФНС с Роспотребнадзором.

Прошло всего несколько месяцев, и вдруг на Ozon и Wildberries появились позиции, которые отечественные покупатели уже не надеялись увидеть. Приведу самый наглядный пример – спортивные товары таких производителей как Adidas, Reebok, Nike, Puma и других. Попробуем поискать, допустим, кроссовки этих марок на известных маркетплейсах. На момент написания статьи на Wildberries с локацией в Санкт-Петербурге предлагалось 1382 пары кроссовок Adidas, причем по 711 из них продавцом выступал сам WB.

Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *