«С трехлетнего возраста прикипел к этому маленькому экрану»: факты из жизни режиссера Владимира Мотыля

Авторство: http://mignews.com.ua. http://mignews.com.ua/ru/articles/10820.html, Добросовестное использование, https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=2289467

Сегодня, 26 июня, именитому режиссеру Владимиру Мотылю исполнилось бы 96 лет. В день рождения автора таких прославленных фильмов, как «Белое солнце пустыни», «Женя, Женечка и "Катюша"», «Звезда пленительного счастья» и многих других ФАН сделал подборку интересных фактов из его биографии.

Семейные трагедии

Непростая жизнь семьи режиссера обусловлена лихими временами: революции и войны. Его отец был польским евреем, переехавшим в Советский Союз по идеологическим соображениям и ставшим жертвой сталинских репрессий. Яков Давыдович Мотыль через три года после рождения сына, 6 мая 1930 года, был арестован по обвинению в шпионской деятельности и отправлен на Соловки, где спустя год умер.

Участь родственников матери, Берты Антоновны Левиной, в водовороте времени тоже была трагической. Ее отец отказался вступать в колхоз, и его дом вместе с хозяйством был разграблен, а вся многодетная семья выселена на Крайний Север, где одна из дочерей сошла с ума, а один из братьев скончался от рака. Берте повезло в тот момент: она, молодая студентка, находилась на Украине, будучи практиканткой знаменитого педагога Антона Макаренко. В итоге дед и бабушка режиссера, вернувшиеся перед войной в Белоруссию, погибли в немецком концлагере.

А во время Великой Отечественной войны два бывших ссыльных брата матери ушли добровольно на фронт: один из них погиб, а другой вернулся без ног. Сама же Берта вместе с сыном оказалась на северном Урале, там ей позволили работать в колонии малолетних преступников воспитательницей.

И в провинциальных захолустных городках, где они жили, единственным окном в мир искусства у будущего режиссера были черно-белые фильмы, которые в колониях показывали благодаря кинопередвижной установке. Как вспоминал потом Мотыль, он «с трехлетнего возраста прикипел к этому маленькому экрану».

Свидание помешало

В том, что его будущее будет связано с кино, Мотыль не сомневался. Но путь оказался не простым. Дело в том, что приехав поступать во ВГИК 17-летний юноша поддался чувствам. Мотыль прошел два тура, а на третий не явился. Как он потом объяснял, в этот день в Москву из Соликамска приехала девушка, в которую он был очень влюблен, поэтому было не до экзаменов. Так двери ВГИКа для Мотыля закрылись и ему пришлось возвращаться в Свердловск.

Вернувшись на Урал, юноша окончил Свердловский театральный институт и там же заочно историко-филологический факультет университета. Около 10 лет он работал в театрах Урала и Сибири, где поставил более 30 спектаклей на провинциальной сцене и в 27 лет стал главным режиссером свердловского ТЮЗа. Но кино продолжало его манить и он решился взяться за фильм, от которого другие режиссеры отказывались. Кинодебют состоялся в Таджикистане в 1963 году и представленный Мотылем фильм «Дети Памира» был с восторгом встречен авторитетными критиками.

Запрет на профессию

Кто бы мог подумать сейчас — из-за любимого российским зрителем фильма «Женя, Женечка и "Катюша"», Мотыль впадет в такую немилость советских властей, что ему объявят пожизненный запрет на профессию.

Сценарий к ленте Мотыль писал совместно с Булатом Окуджавой, в основу легла автобиографичная повесть поэта-фронтовика «Будь здоров, школяр!», которая не прошла цензуру в Москве для публикации. Результатом совместной работы Мотыля и Окуджавы стал комедийный и при этом трогательный до глубины души фильм о войне, который выбивался за классические рамки советского кинематографа.

После съемок картина небольшим тиражом и с большим трудом, но все же добралась до киноэкранов. И в отличие от зрителей, которые приняли фильм на «ура», чиновников он привел в бешенство. Ленту «Женя, Женечка и "Катюша"» они раскритиковали в пух и прах, наложив на режиссера пожизненный запрет на профессию.

Спасение

Спасением для Владимира Мотыля стало предложение Григория Чухрая взяться за съемки «Белого солнца пустыни». Поскольку Чухрай возглавлял Экспериментальное творческое объединение киностудии «Мосфильм» он мог брать любых режиссеров и любые сценарии, Госкино получало уже готовые фильмы, не вмешиваясь в работу. При этом надо отметить, что Мотыль не сразу согласился принять это предложение, однако его внимание привлекла фигура Катерины Матвеевны, к которой так стремится Сухов. Пазл сложился — в Сухове он увидел самоотверженного человека, который несмотря на свои желания, готов помогать другим. Так появился еще один киношедевр.

Кстати, просмотр «Белого солнца пустыни» космонавтами — это нерушимая традиция. Этот фильм используется в качестве пособия для обучения космонавтов съемкам: как строить план, как работать с камерой, как выставлять сцены. Поэтому космонавты знают эту картину наизусть.

Посвящения матери

История собственной семьи и подвиг матери режиссера, ринувшейся за своим мужем на Соловки, найдет отражение в нескольких картинах Мотыля. Как он говорил, сюжет драмы «Звезда пленительного счастья» о женах декабристов был навеян судьбой его матери. И сцена, в которой Полина бежит за Иваном и кричит, а он ее не слышит – это «цитата» из того, что происходило с родителями. Ведь хоть мать режиссера и отправилась вслед за арестованным мужем, ее к нему так и не пустили — крик остался без ответа.

Еще одной картиной, заключившей семейную трагедию Мотылей стал «Багровый снегопад». Кинороман о киевлянке, чью жизнь буквально перемалывает революции и Первая мировая война: по признанию режиссера, это дань тому, что пережила его мать и его семья, поскольку многие родственники погибли в вихре тех страшных событий.

Не дожил до премьеры

Последним фильмом режиссера стала лента «Багровый цвет снегопада». Этот кинороман Мотыль снимал более пяти лет, работа закончилась в октябре 2009-го года. Столь длительный процесс съемки объясняется тем, что действие картины охватывает 23 года, с 1916-го по 1939-й. География событий тоже имеет немалый масштаб: от Сибири до Канады.

Примечательно, что деньги на производство фильм, по признанию самого же Мотыля, ему дали российские миллиардеры Олег Дерипаска и Роман Абрамович.

Этой картине режиссер, можно сказать, отдал последние силы и когда премьера была уже назначена, Владимира Мотыля не стало. Он не дожил до первого показа всего две недели, скончавшись 21 февраля 2010 года.

Источник: ФАН

Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *