С приходом весны начинается движение не только в природе, но и суета в среде выпускников учебных заведений.
Совсем скоро в вузах начнутся компании по трудоустройству: заседания кафедр, сбор справок о местах работы выпускников и призыве на военную службу, пожелания самостоятельного трудоустройства.
А дальше — защита диплома и свободное плавание.
Понятно, что дипломированный специалист хочет получить хорошую работу. А работодатель хочет получить хорошего работника.
Вот тут-то и загвоздка, потому что требования к профессиональной подготовке выпускника вуза зависят не только от работодателя, но и от времени.
Так, в советские годы требовались одни компетенции, в 90-е годы – другие, в начале двухтысячных – третьи. А в последнее десятилетие требования к специалисту вообще меняются со скоростью света.
И это связано со стремительным развитием техники, бурным ростом новых технологий, активным взаимодействием российского производства и бизнеса с иностранными партнёрами.
Особенно изменения коснулись технических производств: осваивается импортное оборудование, техпроцессы и чертежи разрабатываются с помощью компьютерных программ.
И если говорить о требованиях к профессиональной подготовке инженера, то на первый план сегодня выдвигается хорошее знание компьютерных программ и свободное владение английским языком, а уж потом теоретическая подготовка, данная преподавателями вуза по учебникам середины 20 века.
К сожалению, практическая подготовка обучающихся, как правило, не дотягивает до современных стандартов.
Не секрет, что будущие инженеры в большей своей массе проходят практику на своих кафедрах, а не на заводе.
И это не только вина вуза, не стремящегося обеспечить обучающемуся реальную практику, это и вина работодателя, который «ленится» сотрудничать с вузом в этом направлении, прикрываясь занятостью и отсутствием финансов.
Ведь целевые индивидуальные программы, обеспечивающие подготовку конкретного специалиста для конкретного производства, требуют немалых капиталовложений и много времени.
Поэтому целевые индивидуальные договора, где взаимодействуют три заинтересованные стороны, - вуз, завод, обучающийся, и согласно которым последний получает необходимую для предприятия компетенции и выполняет реальные задания - канули в лету.
Между тем ларчик открывается просто: нужно обязать три стороны - вуз, работодателя и обучающегося – действовать в интересах друг друга.
Иными словами, вернуть советскую систему подготовки и распределения выпускников, которая впервые была утверждена в 50-е годы 20 века Постановлением Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 30 августа 1954 г. N1836 «Об улучшении подготовки, распределения и использования специалистов с высшим и средним специальным образованием».
В этом документе чёрным по белому написано «об улучшении качества подготовки специалистов высшей и средней квалификации». А ещё о разработке и утверждении перечня специальностей для высших и средних специальных учебных заведений в соответствии с требованиями отраслей народного хозяйства и культуры.
Также об улучшении руководства производственной практикой студентов, о привлечении к этому делу наиболее квалифицированных специалистов, о возложении персональной ответственности за организацию производственной практики на руководителей всех отраслей и даже о предоставлении студентам соответствующих рабочих мест на производстве и жилой площади на время прохождения производственной практики.
Позже были приказы Министерства высшего и среднего образования СССР о персональном распределении молодых специалистов, оканчивающих высшие и средние специальные учебные заведения.
По словам бывшего руководителя практики и преподавателя машиностроительного факультета Тверского государственного технического университета Казнова А.А., система распределения выпускников не только гарантировала место работы, но и стимулировала студентов хорошо учиться.
Потому что первыми жребий тянули отличники и хорошисты. Они имели возможность распределиться на лучшие места в Москву, Ленинград или Прибалтику. Троечникам же доставались места по остаточному принципу.
После распада СССР распалась и система распределения и содействия занятости выпускников вузов, предусматривающая государственную гарантию трудоустройства молодым специалистам и особый правовой статус в течение трёх лет.
Несмотря на неоднократные обращения центров содействия выпускников вузов в вышестоящие организации, проведение круглых столов, конференций и форумов, вернуть систему обязательного распределения выпускников не удалось.
Дебаты на эту тему не утихают до сих пор. В последний раз пресёк попытки вернуть систему распределения министр образования Дмитрий Ливанов, заявив, что это противоречит Конституции РФ и может способствовать оттоку молодых специалистов за рубеж.
Но, на сегодня, по данным ежегодных опросов тверских выпускников, учитывающих только тех, кто не обучается на следующем уровне и не призывается в ряды ВС РФ, ситуация с трудоустройством оставляет желать лучшего: примерно 45 % выпускников находят работу по специальности.
Остальные работают в сфере, не соответствующей направлению подготовки и полученной квалификации.
Может быть, стоит вспомнить хорошо забытое старое?
И тогда выпускник железно, хотя бы на три года, трудоустроится по своему направлению подготовки, работодатель получит своего специалиста, самый отдалённый район России обретёт своего врача или инженера.
А вуз честно отчитается перед Минобрнауки РФ и другими органами власти о количестве выпускников, трудоустроенных по специальности.