Подводный аппарат Titan с гостями на борту пропал во время погружения к «Титанику»

Фото: соцсети

Спасательная операция продолжается. Что известно?

Подводный обитаемый аппарат Titan пропал во время погружения к обломкам знаменитого британского трансатлантического лайнера Titanic.

Давайте разберемся в том, что произошло.

Глубоководное паломничество

Начнем с «Титаника». Спущенный на воду 31 мая 1911 года этот гигантский (водоизмещение свыше 52 тыс. тонн) трансатлантик компании White Star Line, помимо прочего имевший статус королевского почтового судна, 10 апреля 1912 года отправился из Саутгемптона в свой первый рейс в Нью-Йорк. Однако до Соединенных Штатов лайнер так и не добрался. 14 апреля примерно в 23:40, когда «Титаник» находился в 600 км юго-восточнее Ньюфаунленда, корабль столкнулся с дрейфующим айсбергом и из-за полученных повреждений 15 апреля в 2:20 затонул. В результате этой катастрофы погибло 1496 человек. 712 спасшихся с «Титаника», подобрал британский пароход Carpathia, принадлежавший компании Cunard Line. Вечером 18 апреля спасенные были доставлены в Нью-Йорк, где о случившейся трагедии уже знали — еще утром 16 апреля новость о гибели «Титаника» попала на первые страницы газет…

Идея отыскать на дне Северной Атлантики остатки «Титаника» долго будоражила умы людей, пока 1 сентября 1985 года эту идею не смог реализовать на практике руководитель лаборатории глубоководных исследований океанографического института в штате Массачусетс Роберт Баллард. Организованная им экспедиция, использовавшая беспилотный подводный аппарат Argo, обнаружила обломки лайнера на глубине 3750 метров. В 1991-2001 годах к затонувшему трансантлантику неоднократно погружались советские/российские батискафы «Мир-1» и «Мир-2», участвовавшие сначала в создании фильма о «Титанике» режиссера-документалиста Стивена Лоу, а затем — в съемках кинокартин Джеймса Камерона – блокбастера «Титаник» и документального «Призраки бездны: Титаник».

Четко локализованное Баллардом и «Мирами» место гибели «Титаника» обладало столь большой притягательностью для людей, жаждущих острых впечатлений и готовых платить за них большие деньги, что к остаткам трансатлантика началось самое настоящее глубоководное паломничество. Благодаря компаниям, владеющим батискафами, подводные туристы могли не только своими собственными глазами увидеть «сцену величайшей трагедии начала XX века», но даже… пожениться на борту «Титаника», как это в 2001 году проделала одна американская пара. Компания RMS Titanic Inc., владевшая правами на спасательные операции в районе нахождения обломков «Титаника», пыталась добиться судебного запрета на посещение туристами затонувшего трансатлантика, однако в этом не преуспела.

Исчезновение «Титана»

Одним из людей, желавших заработать на туристах, рвущихся к «Титанику», являлся генеральный директор частного предприятия OceanGate Inc. Стоктон Раш. После основания в 2009-м своей компании, Раш выработал четкую концепцию типового тура The Titanic Survey, осуществлявшегося подразделением OceanGate Expeditions. Концепция включала в себя следующие позиции:

— Стоимость участия в туре — 105 тыс. долларов;

— Заплатившие вышеуказанную сумму девять туристов собираются на береговой базе OceanGate Expeditions в канадском Сент-Джонсе, где для них проводят проводится инструктаж;

— В Сент-Джонсе туристы грузятся на борт зафрахтованного Рашем судна — носителя подводного обитаемого аппарата Titan (название батискафа выбрано так, чтобы оно перекликалось с Titanic — рекламный ход) и отправляются к месту гибели «Титаника»;

— Весь тур занимает 8-11 дней и включает 1-2 погружение туристов на «Титане» к трансатлантику. Каждое погружение может продолжаться порядка 8 часов.

Концепция красиво выглядела на бумаге, но ее воплощение в жизнь столкнулось с немалыми трудностями. Например, получить в свое распоряжение батискаф, способный вместить девять туристов и пилота аппарата, Рашу так и не удалось. В своем итоговом варианте Titan вмещал лишь 4 туристов и пилота. При этом проектирование, постройка и испытания «Титана» очень сильно затянулись. OceanGate Inc. запустила рекламную кампанию туров The Titanic Survey в конце 2018 года желающие расстаться со 105 тыс. долларов ради путешествия к «Титанику» немедленно выстроились в очередь, но…

Но свое первое погружение Titan смог совершить только летом 2021-го. Возникшие в ходе организации туров The Titanic Survey проблемы позволили OceanGate Expeditions к лету 2023 года лишь дважды свозить туристов к «Титанику». Тем не менее у состоятельных любителей экстрима эти вояжи оставили массу ярких воспоминаний. В июне текущего года зафрахтованное Рашем старенькое канадское экспедиционное судно Polar Prince доставило к месту гибели «Титаника» третью партию участников тура The Titanic Survey. Кстати, к этому моменту стоимость участия в этом туре выросла до 250 тыс. долларов.

Около четырех часов утра по московскому времени 19 июня «Титан» начал погружение. В этот момент в подводном аппарате находилось пятеро: пилот батискафа француз Поль-Анри Нарголе, уже известный нам Стоктон Раш, британский миллиардер Хэмиш Хардинг (в 2022 году он совершил полет в космос в качестве туриста), ирландский исследователь Рори Голдэн и еще один человек. Автономность нахождения «Титана» под водой с пятью человеками на борту составляла 96 часов.
В 5:13 мск, когда «Титан» достиг обломков «Титаника», связь с подводным обитаемым аппаратом внезапно оборвалась. По инструкции в подобной ситуации батискаф должен был немедленно начать всплытие, однако на поверхности подводный аппарат так и не появился. Выждав положенное время, Polar Prince подал сигнал бедствия, который был принят Объединенным спасательно-координационным центром в канадском Галифаксе и береговой охраной Бостона. На поиски пропавшего батискафа немедленно были отправлены канадский патрульный самолет P-8 Poseidon и американский транспортный C-130. Увы, единственное, что они смогли сделать, это подтвердить отсутствие «Титана» на поверхности океана.

«Думайте о хорошем…»

Пока в Канаде и США раскручивался «маховик» спасательной операции, подгоняемый расчетными данными о количестве оставшегося внутри обитаемого отсека «Титана» воздуха, СМИ принялись гадать, что могло случиться с подводным аппаратом: отказ системы аварийного всплытия, серьезные повреждения из-за столкновения с обломками «Титаника», а может «Титан» просто в этих обломках застрял?..

Четкого ответа на эти вопросы не было. Еще большую путаницу в происходящее внесла сегодняшняя публикация газеты Irish Sun, согласно которой Рори Голдэн сумел выйти на связь!

«Я в порядке и хочу поблагодарить всех, кто пытался связаться со мной. Реакция во всем мире и [ваши] предложения о помощи действительно поразительны и показывают настоящую человеческую доброту», — написал якобы ирландец в соцсетях.
Он также добавил:

«Наши интернет-возможности ограничены, пожалуйста, имейте это в виду. Спасибо всем, думайте о хорошем».
В приписываемом Голдэну тексте ничего не сообщалось о том, что же произошло с подводным аппаратом. Не имелось там упоминаний и о текущем местонахождении «Титана», а также о том, каким образом Голдэн, не имеющий связи с Polar Prince, смог из-под воды «дотянуться» до своего аккаунта в соцсетях.

Вне зависимости от того, насколько правдивым является сообщение Irish Sun, ситуация на данный момент, судя по доступной СМИ информации, складывается весьма драматическая. Спасателям за весьма ограниченное время предстоит перебросить в район гибели «Титаника» необитаемые и/или обитаемые подводные аппараты, способные обнаружить «Титана», а затем каким-то (каким?) образом помочь ему подняться на поверхность.

Надо сказать, что история знает примеры успешного спасения обитаемых подводных аппаратов, попавших на глубине в аварийную ситуацию. В июле 1964 года используемый ВМС США батискаф Trieste II сумел совершить аварийное всплытие с глубины 2460 метров. В июле 1973 года на борту батискафа ВМС Франции Archimede, который находился на глубине 2700 метров, вспыхнул пожар. Несмотря на задымление гондолы, экипаж батискафа смог ликвидировать возгорание и выполнить аварийное всплытие. Летом 1974 года американский подводный обитаемый аппарат Alvin застрял в скальных выступах при обследовании узкого каньона на глубине 2745 метров. К счастью аппарату удалось высвободиться после длительного маневрирования переменным ходом вперед-назад.

Повторюсь: примеры успешного спасения обитаемых подводных аппаратов имеются. Однако знает история и случаи, когда вырваться живыми из глубины акванавтам не удавалось, как это, например, имело место в июне 1973-го с двумя подводниками, находившимися в водолазном отсеке американского аппарата Johnson Sea Link. Очень хотелось бы, чтобы экипаж «Титана» не пополнил этот печальный список.

Спасательная операция продолжается. Будем надеяться, что она закончится успешно, пишет ФАН.

Прислать новость
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *