
Петр Аркадьевич Столыпин — великий государственный деятель, премьер-министр Российской империи в 1906-1911 годах.
Для потомков он в первую очередь запомнился земельной реформой, которая должна была дать стабильность развития крестьянских хозяйств в стране.
Он погиб 5 сентября 1911 года, в результате покушения в Киеве, где и был похоронен. Два года спустя, 6 сентября 1913 года на Думской площади (нынешний Майдан Незалежности) в честь него был открыт памятник.
Однако долго монумент не простоял: 29 марта 1917 года его снесли в ходе празднования «Дня революции». Корреспондент ФАН обратился к ведущему научному сотруднику Института Русского Наследия им. святителя Иоанна Шанхайского Сергею Емельянову, чтобы вспомнить об этом выдающемся человеке и понять, почему памятник в его честь был уничтожен.
— Сергей Николаевич, насколько эффективной оказалась земельная реформа Столыпина?
— В дальней перспективе мы не можем оценить ее последствия, помешали Первая Мировая война, революция 1917 года и крушение Империи. Но первые результаты развития сельского хозяйства были видны уже в те годы. Рекордный урожай зерновых 1913 года, несмотря на развитие агротехники и науки, за все годы советской власти ни разу не был превзойден.
Если исходить из теории фашистов того времени, то многих государственных деятелей-патриотов можно было под тем или иным соусом попробовать связать с этим политическим течением. А так как Столыпин был последовательным сторонником сильного государства, то в его деятельности можно найти какие-то черты, присущие фашисткой доктрине. Однако Петр Аркадьевич, конечно же, никогда не был фашистом или прообразом фашистских лидеров.
— В своей исторической эпопее «Красное колесо» Александр Солженицын высказал мнение, что если бы Столыпин не был убит в 1911 году, то смог бы предотвратить Первую мировую войну и большевизм, который пришел в власти на ее гребне. Так ли это?
— Боюсь, что эта война была предопределена всем ходом предыдущего исторического развития ведущих мировых держав в Европе и Америке. Каким бы великим политиком ни был Столыпин, вряд ли бы он смог что-то здесь сделать. Максимум, можно пофантазировать, что война могла начаться несколько позже, но не более того.
— Известно, что памятник российскому премьер-министру в Киеве был снесен в 1917 году. Было ли это только идеологическое неприятие царского деятеля или свою роль сыграли «местные особенности»?
— Петра Аркадьевича не любили в Киеве, потому что он был русским государственником и здоровым русским националистом (не путать с нацистами и прочими отморозками). Памятник ему был снесен сразу после Февральской революции, еще до прихода к власти большевиков. Кроме недовольных революционеров в этом процессе заметное участие приняли украинские националисты, многие из которых еще несколько лет до этого считали себя русскими. После на этом месте в 1919 году был поставлен гипсовый памятник Карлу Марксу, в свою очередь, разрушенный после освобождения Киева войсками генерала Антона Деникина.
В том, что на месте верного царского министра был установлен немецкий философ, ничего удивительного нет. Символизма тоже здесь не вижу. С первых дней прихода к власти большевиков они массово стали ставить истуканы своим кумирам. Такие памятники были низкопробные во всех смыслах, часто из недолговечного гипса. Постаменты от снесенных памятников оказались идеальными для таких «поделок».