В Тверской области нашли самолет Героя Советского Союза

Обломки дальнего бомбардировщика ДБ-3Ф времен Великой Отечественной войны обнаружили на территории Кувшиновского района Тверской области поисковики сводного отряда «Поискового движения России». Как выяснилось, самолетом управлял будущий Герой Советского Союза, летчик 42-го дальнебомбардировочного авиационного полка капитан (впоследствии полковник) Николай Вячеславович Новожилов.

Самолет Новожилова потерпел крушение в небе над Калининской (ныне Тверской) областью поздней осенью 1941 года. Три члена экипажа - летчики Николай Козин, Евгений Машталов и Николай Орешкин - погибли и были похоронены (к сожалению, местонахождение их могилы неизвестно), а Новожилов выжил и после госпиталя продолжил воевать. Он участвовал в обороне Москвы и Ленинграда, в Смоленской операции, освобождении Белоруссии и Прибалтики, Восточно-Померанской операции и штурме Кенигсберга.

За время войны Николай Новожилов совершил 302 боевых вылета (из них 275 - ночью): бомбил промышленные объекты, военную технику и живую силу в глубоком тылу противника. Звание «Герой Советского Союза» ему было присвоено 19 августа 1944 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Герой скончался 17 апреля 1993 года.

Поисковик Сергей Филиппов, нашедший самолет Новожилова

Первый бомбардировщик Новожилова искали очень давно. Один из участников экспедиции - поисковик Сергей Филиппов - рассказал: первые сведения о том, что где-то в глухих лесах под Кувшиновом упал советский бомбардировщик, он получил от своей родственницы. Она несколько десятилетий назад уже бывала в этих местах. Но что это за бомбардировщик, никто толком не знал.

- Она рассказывала мне, что в 1963 году ходила сюда с отцом - тот показывал, где лежит самолет. Мы с ней сейчас посмотрели карту, разобрались, что и где находится, и примерно обозначили место, где он должен лежать, - сказал Сергей Филиппов.

После этого был сформирован сводный отряд, который отправился на раскопки.

Добрались участники сводного отряда в эту местность с трудом: внедорожники тяжело вязли в грунте и утопали в залитых водой ямах и оврагах. Дорога оказалась очень тяжелой. А когда приступили к раскопкам, им, можно сказать, повезло: фрагменты самолета покоились неглубоко.

Подняв их и проанализировав глубину залегания и внешний вид обнаруженных деталей самолета, поисковики пришли к выводу, что это дальний бомбардировщик ДБ-3Ф. По их версии, машина была подбита немцами, однако пилотам удалось дотянуть до Кувшиновского района, который не был занят противником.

Сейчас бойцы сводного отряда изучают поднятые фрагменты самолета, а кроме того, начали работать с архивными документами: им предстоит восстановить обстоятельства последнего боя подбитой воздушной машины, который тот провел практически ровно 79 лет назад - 16 ноября 1941 года.

ДБ-3Ф (Ил-4) - модификация советского дальнего бомбардировщика ДБ-3, разработанного в ОКБ-39 под руководством С. В. Ильюшина. Первый полет машины (в модификации ЦКБ-26) был выполнен летом 1935 года. В дальнейшем советские военные авиаконструкторы разработали модификации под более мощные моторы и иной состав оборудования и вооружения, в том числе и модификацию ДБ-3Ф - их было построено 5256 единиц на 4 авиазаводах СССР.

Дальние бомбардировщики принимали участие в советско-финской войне зимой 1939 - 1940 года, в Великой Отечественной войне и в советско-японской войне в качестве основных дальних бомбардировщиков, торпедоносцев, транспортных самолетов, буксировщиков, планеров и разведчиков.

Денис КУЗНЕЦОВ

Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *