Договор и знание закона в помощь: как не стать жертвой вымогательства со стороны «сантехников» и «ремонтников»

Изображение от Freepik

Заказ любой бытовой услуги: будь то сборка мебели, чистка канализации или установка кондиционера, — может закончиться вымогательством или мошенническими действиями по отношению к потребителю.

Подобный случай, например, произошел с жительницей Петербурга, с которой вместо оговоренной тысячи рублей за прочистку слива раковины «сантехник» требовал девять.

При этом он отказывался покидать квартиру, угрожал сломать раковину, а потом еще и вызвал на помощь двух неизвестных, чтобы еще сильнее запугать женщину.

Как не стать жертвой обмана и вымогательства со стороны специалистов, оказывающих бытовые услуги, корреспонденту ФАН рассказала юрист, консультант Центра экспертного сопровождения политических процессов Александра Турапина.

По ее словам, до начала работ самое главное — это заключить договор. При этом неважно пользуетесь вы услугой фирмы или частного лица. Сложность заказанной работы тоже не важна: вам надо прочистить канализацию или просто вкрутить лампочку — без разницы, договор должен быть. Ведь именно на его основании будет производиться оплата.

«В договоре должна быть ссылка на прайс-лист, согласно которому будут выполняться те или иные действия. Обычно оказание услуги начинается с диагностики ситуации: она может быть согласно договору, как бесплатной, так и оплачиваемой в любом случае или же только в случае отказа от проведения ремонтных работ. После проведения диагностики, как правило, согласно документу, удобным вам способом мастер сообщает, какие конкретно поломки произошли в вашем случае. Устно или письменно, лучше письменно, вы даете ответ, готовы ли вы производить указанный ремонт согласно прайсу. Мастер фиксирует ваше решение», — перечислила порядок действий юрист.

Если изначально нет шаблона договора, то заказчик вправе попросить составить индивидуальный, отметила она. По общему правилу, обязательна именно письменная форма документа, если физлица (например, ИП и обычный гражданин) заключают между собой сделку свыше суммы 10 тысяч рублей. Однако эксперт рекомендует оформлять договор в письменном, а не устном виде всегда, даже, если сумма гораздо меньше. Так, по ее словам, потом проще принудить ремонтника к исполнению заказа и доказать, сколько действительно стоит услуга. Если же другая сторона — юридическое лицо, сделки должны быть письменными всегда, подчеркнула она.

«До оказания услуг, заказчику предоставляется вся достоверная информация о предлагаемой работе. О каких-то выявленных особенностях и способе выполнения работы, о цене и форме оплаты. Все это должно быть отражено в документах», — сказала собеседница ФАН.

Как она объяснила, договор, как раз поможет избежать ситуаций, когда устно оговоренная за услугу цена по окончании работ внезапно вырастает в 2-3, а то и, как в случае с жительницей Петербурга, в девять раз.

Что касается проникновения в квартиру посторонних лиц без согласия владельца или отказа покинуть жилище, закон однозначно стоит на стороне хозяев. Поэтому случай в Петербурге, где «сантехник» самовольно впустил в дом заказчицы двух своих помощников для оказания на нее давление — это однозначно противозаконные действия.

«Без согласия никто не может проникать в дом. По договору, пусть даже устному, вы пустили конкретное лицо. Остальные лица незаконно проникли в помещение. Если их не планировал никто пускать лучше всего вызвать полицию, зафиксировать все это. Заодно составить акт разногласий с исполнителем работ по ремонту, чтобы показать, что вы готовы действовать в правовом поле. Если есть какие-то травмы, сломанные вещи — все это нужно фиксировать», — разъяснила юрист.

При этом у потребителя, как у исполнителя работ, тоже есть ряд обязательств. Одно из основных — оплата, оказанных ему услуги в порядке и в срок, которые установлены договором, напомнила она. Соответственно, в договоре надо изначально прописывать, оплачивается ли за выполненную работу полная сумма либо возможна ли оплата в рассрочку, и на каких условиях.

«Если в договоре не указан срок платежа либо договор признан незаключенным, однако все выполнено надлежащим образом, то потребитель должен оплатить работу в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 314 ГК РФ. То есть обязательство по оплате должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления заказчиком требования о его исполнении», — резюмировала Турапина.

Прислать новость
Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *