
4 апреля родился знаменитый во всем мире режиссер театра и кино, а также лауреат Ленинской премии Андрей Тарковский. Его фильмы «Андрей Рублёв», «Солярис», «Зеркало» и «Сталкер» стали настоящей классикой мирового кино.
При этом его критики часто вешают на Тарковского ярлык самого скучного постановщика. Андрей Тарковский действительно имел специфический взгляд на кинематограф, часто выступая критиком режиссеров-современников.
Сегодня узнать об его взглядах на то или иное кино можно через личные дневники. Тарковский любил резко высказаться о популярном кино.
Так, например, после посещения Венеции режиссер поделился впечатлениями о фильме «Лолита» Стэнли Кубрика:
«Картина пуста от начала до конца, на ее просмотре не испытывал никаких чувств, кроме подавленности и отвращения. Кино будущего непременно должно уйти от пустоты», — писал в своем дневнике Тарковский.
Как показывает дневник режиссера, Тарковский давал шанс иностранным коллегам, просматривая другие работы. Однако «Космическая Одиссея» Кубрика не оправдывала ожидания.
«Космическая Одиссея»… мне кажется совершенно неестественной: вымороченная атмосфера, будто в музее, где демонстрируются технические достижения. Но кому интересно произведение, где технические достижения сами по себе стоят в центре внимания художника? Ведь искусство не может существовать вне человека, вне его нравственных проблем», — писал в своем дневнике Тарковский.
Не менее любимым режиссером у Тарковского был Фрэнсис Коппола. Однажды под горячее слово постановщика попал популярный по сей день «Крёстный отец»:
«С моей точки зрения, это плохая картина. Положим, актеры играют хорошо — с этим я согласен. Но в целом картина мне кажется скучной, неоригинальной, чрезвычайно традиционной с точки зрения средств выражения. А по сути так просто реакционная – оправдание рождения и существования мафии! Отказ же Копполы от «Оскара» — это еще одна дополнительная реклама, определенный расчет. И все это так далеко от проблем современного искусства».
После «Крестного отца», Копполе досталось и за ставший одним из самых известных фильмов про войну во Вьетнаме, Тарковский раскритиковал картину «Апокалипсис сегодня»:
«Смотрел «Апокалипсис» Копполы. Очень слабый актер в главной роли, ошибочная драматургия. Картина не стоит на ногах. Оживленный комикс».
Высказывался Тарковский не только в сторону зарубежных авторов. Не меньше доставалось отечественным режиссерам. Однажды Тарковский увидел по телевизору «Гамлета» от Григория Козинцева, что не заставило его остаться в стороне:
«По телевизору показывали «Гамлета» Козинцева. До чего же это ничтожно! Бедный Григорий Михайлович! Неужели он действительно верил, что сделал нечто стоящее».
Сергей Герасимов с кинокартиной «Любить человека» так же попал под раздачу Тарковского:
«Сергей Герасимов рвется к Ленинской премии; выступает в прессе с клятвами и объяснениями в любви в адрес Человека. Но, понимая, что его «Любить человека» вполне ничтожно, он выдумал «тетралогию» и хочет Ленинской хотя бы за четыре свои дерьмовых фильма. Что же? Может быть, и получит. Ну и ничтожество!».
О критике Андрея Тарковского можно говорить долго. В его дневнике больше десятка высказываний про известные картины, которым режиссер предъявлял самые высокие требования, пишет ФАН
Главное, что ему зашёл Терминатор. Это факт
Мало ли что он говорил и думал. Герасимов снимал замечательные интересные фильмы.
Все же знают, что характер у гения нашего Андрея Арсеньевича был откровенно дерьмовый. У него просто в годове не укладывалось, что кто-то помимо него может делать приличное кино.
Кто хорошо знаком с историей кино,полностью согласится с вышевысказанным мнением Андрея Тарковского об этих режиссерах!
По поводу "Крёстного отца" полностью поддерживаю. Совершенно омерзительное кино, оболгавшее и оскорбившее целую нацию. По другим фильмам не соглашусь, но каждый имеет право на своё мнение. А то что юбиляр был, мягко выражаясь, сложным человеком, так это норма. Почти все выдающиеся как на подбор довольно мерзопакостные люди. Тоже норма. Хороший человек - не профессия. Главное, что в своём деле он был одним из лучших. Всё остальное - приложение к главному
Одиссею он не понял