«Пиранья» для «морских дьяволов»: история создания в СССР самой незаметной подлодки в мире

Федеральное агентство новостей

19 марта в России традиционно отмечается день моряка-подводника.

Пожалуй, это отличный повод вспомнить историю едва ли не самой необычной отечественной субмарины, скрывавшейся под шифром «Пиранья».
Больше всего эта субмарина походила на призрак. Маломагнитный корпус, изготовленный из титанового сплава и двухкаскадная амортизация бортовых устройств в сочетании с шумопоглощающими покрытиями, в буквальном смысле слова сделали советскую «Пиранью» невидимой и неслышимой для датчиков противника.

Легко, словно нож сквозь масло, пройдя рубежи противолодочной обороны, субмарина вышла на главный входной фарватер вражеского порта. Считалось, что здесь было слишком мелко для действий подлодок. Но субмарина-призрак имела небольшие габариты, а потому легко оперировала на малых глубинах. Убедившись, что до сих пор не обнаружена, подлодка «выплюнула» четыре донные мины, после чего спокойно удалилась. На следующий день первое же судно противника, покинувшее базу, налетело на минную банку, переломилось пополам и затонуло, полностью перекрыв своими останками вход в порт…

Вот как могло выглядеть применение малой подводной лодки проекта 865 «Пиранья». Но в реальности все получилось иначе.

 

prt scr youtube.com | Zvezda Live 6.0

Военно-морская база Кронштадт. Конец 1990-х. Четверо в каюте командира боевого корабля склонились над картой. Разработка операции по скрытному проникновению на чужое побережье была в самом разгаре.

— Место здесь глухое. Тут лучше на лодке подойти, на подводной.

— На «Малютке».

— А ты откуда знаешь? Это ж государственная тайна!

-—Так в прошлом году ходили на острова за ягодами на ней…

Смех смехом, но именно так стараниями авторов кинокомедии «Особенности национальной рыбалки» в 1998 году простые граждане нашей страны узнали о существовании в составе ВМФ России подлодок проекта 865. Именно они, до недавнего времени совершенно секретные, фигурировали в фильме режиссера Александра Рогожкина под названием «Малюток». Хотя на самом-то деле малютками эти субмарины как раз не были. Что и было проиллюстрировано в кинокомедии следующим шутливым диалогом:

— Кузьмич, она что, «Малюткой» называется?!

— Это же флот!.. Специально так называется, чтобы противника запутать и других любопытствующих.

Впрочем, давайте обо всем по порядку.
В конце 50-х «морским дьяволам» — советским боевым пловцам понадобились подводные буксировщики и сверхмалые подводные лодки. Вскоре спецподразделения флота получили целый парк подводных буксировщиков «Протей» и «Протон», сверхмалых подводных лодок «Тритон», а также торпедообразных подводных носителей водолазов-разведчиков «Сирена».

При всех плюсах этих изделий, был у них и минус – весьма ограниченный радиус действия. Разумеется, его можно было увеличить, используя в качестве носителя подводных специальных средств обычные подводные лодки. Но имелись морские театры, где «полноразмерных» подлодок у СССР либо вообще не было (Каспий), либо их действия в связи с небольшими глубинами были крайне затруднены (финские шхеры на Балтике). Это побудило командование ВМФ СССР в 1976 году выдать ленинградскому Специальному морскому бюро машиностроения «Малахит» техзадание на проектирование новой сверхмалой подлодки, предназначенной для использования на морском театре с обширной мелководной акваторией шельфа.
Лодка должна была обладать автономностью, позволяющей ей действовать на всем пространстве Балтийского моря, брать на борт не менее двух «Сирен», а также иметь водолазный комплекс (шлюзовую камеру и барокамеру) для выпуска/приема боевых пловцов на глубинах до 60 метров. Надводное водоизмещение новинки не должно было превышать 80 тонн. В документах НАТО советская разработка много позже получит очень мирное кодовое название – «Losos». В советских же документах подлодка значилась как проект 865, шифр «Пиранья».

prt scr youtube.com | Zvezda Live 6.0

Дальнейшие события наиболее емко характеризуются фразой «лучшее враг хорошего». С самого начала проектирования «Пираньи» в ее конструкцию заказчиком стали вноситься разнообразные улучшения. Сколько боевых пловцов может транспортировать «Пиранья»? Четырех? Ну, где четыре, там и шесть, верно? Также неплохо бы оснастить лодку радиолокационным и гидроакустическим комплексами. Гребной электродвигатель и дизель-генератор поставим помощнее. А чтобы они не демаскировали лодку, смонтируем их на специальной амортизированной платформе. Теперь перейдем к размещенным в надстройке грузовым контейнерам для транспортировки водолазного снаряжения. Раз они рассчитаны на две «Сирены», то почему бы не предусмотреть возможность замены подводных носителей на две близкие по размерам торпеды «Латуш»? Для этого всего-то и надо добавить аппаратуру пуска торпед. Ну, а коль «Пиранья» может нести торпеды, то почему бы не вооружить лодку и парой противолодочных широкополосных мин-торпед ПМТ? И, для кучи, еще четверкой донных мин или таким же количеством буксировщиков «Протон»? Двое членов экипажа явно не справятся с увеличившимся количеством оборудования и вооружения лодки. Не проблема – добавим третьего!..

Сказано – сделано. Оснастили, поставили, смонтировали, вооружили, добавили. После чего «внезапно» выяснилось, что надводное водоизмещение лодки выросло до 218 тонн. Называть такую субмарину сверхмалой было бы уже странно и «Пиранья» переместилась в разряд малых подлодок. Это ставило под вопрос соответствие исходному техзаданию получившейся конструкции. Но в постройку сверхсовременной подводной «хищницы» к тому времени оказалось вложено столько сил и средств, что останавливать постройку двух уже заложенных «Пираний» никто не стал. Правда, от продолжения серии подлодок решили пока воздержаться.

20 августа 1986 года первую «Пиранью» спустили на воду и приступили к ее испытаниям. Они оказались непростыми. Недаром участник испытаний - командир группы водолазов морских частей спецназначения Александр Ватагин впоследствии стал Героем Советского Союза. В надводном положении «Пиранье» не хватало мореходности, а в подводном — субмарина имела проблемы с управляемостью. Зато с чем лодка точно проблем не испытывала, так это со скрытностью. Шумность проекта 865 не превышала фоновых значений биологических шумов моря. По словам испытателей, проще было акустикой засечь медузу, чем крадущуюся на глубине «Пиранью»! Де-факто, СССР получил самую незаметную подлодку в мире, способную скрытно подобраться к любому участку вражеского побережья.

Несмотря на завесу строжайшей секретности, окружавшую новые подлодки, разведка НАТО сумела добыть снимок «Пираньи». Силуэт «865-й» с характерным «горбом» надстройки удивительно напоминал в разы уменьшенный силуэт атомной субмарины, вооруженной межконтинентальными баллистическими ракетами. Это обстоятельство навело западных аналитиков на мысль о том, что СССР сумел построить миниподлодку с компактным реактором и малогабаритными баллистическими ракетами на борту. Данная гипотеза вызвала в натовских штабах ажиотаж на грани истерики…

По проекту 865 было построено 2 подлодки: МС-520 и МС-521. Они вступили в строй в 1988-1990 годах. Длина «Пираний» составляла 28,3 метров, ширина – 4,7 метров, автономность плавания — десять суток, а предельная глубина погружения – 200 метров.

Экипаж «Пираньи» состоял из трех офицеров: командира-штурмана, помощника по электромеханической части и помощника по радиоэлектронному вооружению. Кроме них, на борт принималась разведывательно-диверсионная группа из шести боевых пловцов.
После ввода в строй МС-520 и МС-521, «Малахит» приступил к разработке увеличенного варианта «Пираньи», сохранявшего все положительные черты своего предшественника, но лишенный его недостатков. Предполагалось отказаться от диверсионной специализации подлодки, полностью перепроектировать корпус корабля и вооружить субмарину новейшими крылатыми ракетами. Проект получил условное название «Суперпиранья», но в связи с распадом СССР реализовать его так и не удалось.

Мало того, новое политическое руководство России, уверовавшее в окончание «холодной войны», в 1993 году рассекретило «Пираньи», продемонстрировав их чертежи и макеты на выставке в Абу-Даби. Вместе с резким сокращением госрасходов на «оборонку», это побудило командование ВМФ России в конце 1990-х вывести «Пираньи» из состава флота, а позже и утилизировать обе уникальные субмарины проекта 865. Однако, научный задел, созданный в ходе проектирования малых подлодок, даром не пропал. В настоящее время «Малахит» вернулся к идее создания малых и сверхмалых субмарин, что нашло свое отражение в работах над проектами П750Б «Сервал» и «Пиранья-Т», рассказывает ФАН.

Комментарии (0) Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *