Колонка главного редактора 24-05-24

Колонка главного редактора. Дмитрий Нечаев. Здравствуйте.

По данным, которые озвучил российский вице-премьер Дмитрий Чернышенко, последний звонок в нынешнем году прозвучал в России для 2 млн. 300 тыс. учеников 9-х и 11-х классов , чуть меньше 5-ти тыс. ребят окончат школу в Тверской области. Скоро эти свежие силы вольются в экономику страны (надеюсь нашей). Все мы знаем, что последние годы сильно изменили ситуацию на рынке труда в России, что, разумеется, не могло не сказаться на предпочтениях выпускников при выборе профессии.

Конечно на этот выбор влияют и иные факторы — способности школьника, уровень его подготовки, имеющиеся в семье ресурсы — особенно если речь идёт о продолжении образования в престижном вузе на платной основе, что нынче очень недёшево — ну и , конечно, молодые люди оценивают насколько востребована будет выбранная специальность.

И вот здесь нужно учитывать следующие факторы, указывающие на перспективность профессии. Вот на что надо обратить внимание: здорово, если спрос на таких специалистов превышает предложение, (хотя тут часто многое зависит от уровня подготовки конкретного человека), далее хорошо если специалистам сразу предлагается высокая заработная плата и со временем отмечается ее рост; важно чтобы число рабочих мест в выбранной отрасли не сокращалось; и большой плюс, если работодатели предлагают выгодные условия, чтобы привлечь хороших специалистов: например, ДМС, бесплатное питание, расширенные льготы и т. п.

Я уже упомянул, о том, что сейчас объективно имеются новые тенденции на рынке труда. Во втором квартале прошлого года уровень дефицита кадров достиг исторического максимума. Это связано и с низкой рождаемостью, и с оттоком специалистов за границу, и с новыми возможностями и потребностями в разных сферах экономики, которых раньше либо вовсе не было, либо они были не столь актуальными. Например, сейчас много новых кадров требуется по понятным причинам в оборонке. Или , вот, в связи с бурным развитием искусственного интеллекта, требуются особые юристы в сфере IT-технологий. Внедрение цифровых технологий, вообще говоря, оказало влияние на очень многие сферы - от медицины до сельского хозяйства. Антон Котяков — снова назначенный министром труда и соцзащиты - заявил, что к 2030 году в этой области появится до 430 тысяч новых вакансий. Ощутимо вырос и спрос на специалистов со средним проф. образованием в реальном секторе и так далее. /// Но в любом случае в топе профессии, вязанные с IT-сферой: программисты, тестировщики, сисадмины, разработчики игр, веб-разработчики, аналитики биг-дата, спецы в области информационной безопасности, разного профиля дизайнеры. Очень востребованы врачи - хирурги, косметологи, дерматовенерологи и многие другие, например, фармацевты. Вырос спрос на психологов и маркетологов. По -прежнему стабилен спрос на специалистов в области нефте- и газодобычи.

Однако даже объективное представление о наиболее перспективных профессиях не может дать юному человеку гарантии успешной самореализации в жизни. Те, кто постарше, знают насколько важно заниматься любимым делом! Ведь хуже нет ходить годами на нелюбимую работу, как на каторгу, даже если там неплохо платят. И наоборот — насколько гармоничнее, счастливее те люди, которые органично вписались в выбранный ими род занятий, более того, когда работа является любимым делом жизни, когда человек ею всецело по своей воле увлечён, то, обычно, и результатов он добивается куда больших, чем те, кто относится к работе как к омрачающей жизнь гнетущей трудовой повинности. Поэтому важно с самого начала не промахнуться, не ошибиться с выбором дела жизни, а значит и необходимого образования.

Да, не все в 15 — 17 лет готовы сделать осознанный 100% верный выбор. Профориентация — сложный процесс. Выбрать специальность после 9 или 11 класса детям помогают профориентологи, карьерные консультанты. Для изучения профессий также можно посещать образовательные выставки, проходить онлайн-тесты по профориентации. Но важно и вслушиваться в себя — подумать над тем, кто ты — физик или лирик, какой труд тебя больше привлекает — умственный или физический, интроверт ты или экстраверт, организатор ты или исполнитель, понять какие отрасли интересны.

Ещё одна важнейшая задача, стоящая уже перед руководством и преподавателями средних и высших учебных заведений, а также перед органами власти — это сделать учебные программы актуальными и прикладными. Об этом говорил и губернатор Тверской области, что нужно выпускать готовых специалистов, которые окончив институт или училище, могут сразу начать применять полученные знания на производствах, в больницах, в сфере образования и других самых разных областях — от строительства до той же IT. Не должно быть такого, что, к примеру, студенты профтехучилища, обучающиеся на автомехаников, осваивают теорию по ещё советским пособиям 60-х годов, когда, помнится, грузовики заводили с ручки — кривого стартера, а придя потом на предприятие молодые специалисты сталкиваются с самыми современными машинами под завязку напичканными сложнейшей электроникой. И многие предприниматели, в том числе участники наших программ, жаловались, что нередко приходится почти с нуля переучивать новые кадры под свои нужды. Но, справедливости ради, замечу, что этот вопрос решается и связка между теорией и практикой отлаживается.

И ещё несколько слов по важной теме, которая особенно актуальна для правильной ориентации сегодняшних выпускников. При выборе карьеры: нужно по — совести ответить на вопрос — что значит стать успешным в жизни?

Ведь сегодня, напутствуя выпускников школ им желают : будь успешным, первым, лучшим… Но в какой сфере они должны стать лучшими? В профессии, в творчестве, в спорте или в бизнесе и политической карьере? А может быть, и там, и там? Много ведь успешных примеров. Олимпийские чемпионы делают блестящую карьеру в политике. Боксеры успешно управляют городами, борцы – государствами. Ветеринары порой успешно пишут стихи и поют джаз, гинекологи занимают передовые посты на политико-административных поприщах, как мы знаем. А какова цель всего этого? Какова цель этих успехов, карьерных достижений? И кого мы — общество - воспитываем? Даже скажем так: какое общество воспитывают сегодня наши политики? И каких политиков воспитывает общество? Как тут не вспомнить, что, например, кандидатом в президенты в 2018 году была Ксения Собчак. И разве она неуспешная, разве не стала образцом для подражания для многих молодых людей? Я уже не говорю о всяких блогерах, гребущих деньги сотнями миллионов, обирая доверчивых и охочих до сыра в мышеловке простаков.

Можно привести в пример многих и многих «успешных людей», достижения которых определяются лишь тем, что они стали лучшими, первыми, высоко поднялись в списке «Форбс» и объявили себя благотворителями, миротворцами, спасителями и патриотами Отечества, при этом нередко являясь носителями, мягко говоря, спорных взглядов и ценностей, утверждая порой своим поведением неприемлемое, идущее в разрез с тем, за что сегодня идёт борьба в том числе и в зоне СВО.

Спасти Россию может лишь коренное изменение всей жизни. Это перемена образа мысли, оценок своих поступков. Это новый, если хотите, евангельский взгляд на свою жизнь.

Россия, русский народ всегда так и жили, тем и были сильны. Мы ныне отказываемся от западной системы ценностей, а значит - не деньги – критерий нашего успеха. Духовные ценности, вера – вот истинный путь к подлинному успеху. Мы должны воспитывать новые поколения так, чтобы эти устои были их органичной сущностью и тогда не нужно будет даже запрещать вредоносный контент — они будут в силах сами его вычленить и с брезгливостью отторгнуть.

В прошлой программе я уже говорил о тлетворном влиянии всевозможных инородных шоу — типа Евровидения, засилии западных лекал в подходах к создании контента. Он будет обречён на отмирание в информационном пространства, окружающем нас, если мы сможем напитать наших детей, внуков качественной духовной пищей.

Сегодняшние выпускники школ отправляются в сложный мир, полный новых вызовов и рисков — чего один только искусственный интеллект, нейросети стоят, которые ещё Бог знает чем чреваты для человечества, но одновременно этот мир и захватывающий, завораживающе интересный, дающий массу возможностей. Которые мы желаем нашим ребятам, конечно, не упустить и максимально эффективно использовать на благо всему нашему обществу. Так что - в добрый путь!

Дмитрий Нечаев. До встречи!

Комментарии (0)
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные. Политика конфиденциальности