МФЦ заменят человеческое общение. Что дальше?

Федеральные и региональные ведомства прекратят прием россиян к 2024 году и передадут эти полномочия многофункциональным центрам (МФЦ). Такие заголовки появились 20 ноября на стартовых страницах интернет-сайтов федеральных средств массовой информации.

Соответствующий законопроект подготовлен министерством экономического развития России. Речь идет о том, что через пять лет все, абсолютно все государственные услуги - такие, как получение паспорта, регистрация брака, заказ выписки или справки и многое, многое другое граждане будут заказывать получать в МФЦ, без личного визита в госорган - исключение составят лишь так называемые неустранимые случаи. Заполнять заявления самостоятельно не придется: этим займется оператор центра. Услуги федеральных органов можно будет получить в любом МФЦ страны, а региональных и муниципальных органов - в любом МФЦ региона, вне зависимости от места прописки. В конечном итоге (к 2024 году), все процессы, связанные с заказом и получением госуслуг, будут переведены в электронный вид - для этого создадут специальную облачную платформу и реестр информационных взаимодействий. При таком раскладе МФЦ превратятся в «цифровых нотариусов»: бумажные документы россиян, которые они предоставят для получения госуслуг, будут оцифрованы, завизированы электронной подписью и помещены в онлайн-профиль гражданина, и после этого заявителям больше не придется их предъявлять. Также МФЦ уполномочат собирать биометрические данные россиян и выдавать ID-паспорта с электронной подписью.

Если все пойдет как задумано, законопроект вступит в силу с 1 января 2021 года.

Пока что рано говорить о том, насколько полезным окажется нововведение для россиян, в том числе и для жителей Твери и Тверской области: реформа еще даже не началась. Но уже понятно, что она затронет интересы всех, ведь каждый из нас хотя бы раз в год сталкивался и продолжает сталкиваться с ситуацией, когда необходимо получить справку или выписку из архивов и реестров органов власти, поменять документы, зарегистрировать новорожденного или удачно купленный дом, пожаловаться на бездействие (да-да, согласно законопроекту, через реформированные МФЦ можно будет даже подавать жалобы в некоторые надзорные структуры - например, в прокуратуру).

Понятно, что до того момента, как все указанные процессы окончательно переведут в дистанционный (заочный) режим, не требующий личного визита гражданина и общения «лицом к лицу» с операторами МФЦ, обработка столь колоссального количества физических запросов от граждан потребует сильной и разветвленной инфраструктуры, построенной по принципу магазинов шаговой доступности и работающей как единый механизм, без сбоев, задержек, длиннющих очередей и компьютерных глюков. Сможет ли, к примеру, инфраструктура МФЦ в Тверской области обеспечить такой бесперебойный режим?

С одной стороны, кажется, что да: количество точек приема в регионе растет чуть ли не ежемесячно, увеличивается и число «окон», что позволяет обслуживать в каждом пункте приема документов несколько заявителей одновременно. Так, по данным, опубликованным на официальном сайте тверского областного ГАУ «МФЦ», в Твери уже шесть «многооконных» филиалов учреждения. Также практически в каждом муниципальном образовании создано хотя бы по одному филиалу. А ведь есть и еще «однооконные» точки МФЦ в сельских районах и даже в отдельных крупных деревнях и промышленных зонах - их в несколько раз больше, чем районных филиалов. Сеть вроде бы внушительная.

Но, с другой стороны, скандалы последних лет, случившиеся в тверской системе МФЦ (речь идет в первую очередь о невозможности заказать госуслугу даже там, где она формально предоставляется, многодневных очередях перед офисами и низких зарплатах сотрудников) заставляют усомниться в том, что тверская система МФЦ справляется со своими задачами. Жалобы от граждан и возмущенные комментарии в интернете все еще не утихают. А это означает, что и при «уходе в онлайн» у жителей Тверской области могут возникнуть те же самые препятствия, что и сейчас, когда они общаются с операторами МФЦ «лицом к лицу».

Денис КУЗНЕЦОВ

 

Комментарии (0)

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *