Колонка главного редактора. Дмитрий Нечаев. Здравствуйте.
Сегодня многие задаются вопросом, что означают часто используемые понятия: русский мир, скрепы, что такое русскость, что объединяет почти 2 сотни национальностей, веками проживающих в России, что движет, скажем, бурятами, карелами, чеченцами, татарами, которые сегодня вместе с русскими в одном окопе плечом к плечу сражаются с врагом за интересы России в зоне СВО, а ещё — как мы будем выстраивать отношения с миллионами украинцев после окончания конфликта, какие шаги будут делаться для подавления сепаратистских настроений в некоторых российских регионах? Что вообще объединяет нас как общество, что у нас с самоидентификацией, каковы тенденции, шансы на сохранение нашей идентичности, культурного кода в эпоху масштабного вливания в наш социум миллионов демографически активных и часто экспансивных инородцев? Ну и наконец — в чём загадка русской души?
Всякий народ по-своему сложен для понимания со стороны других народов. Есть масса различий в традициях, культурах, морально-этических нормах иных задатках и стереотипах поведения разных этносов. Но при этом, заметьте, что не говорят, скажем, о загадочной бельгийской душе, французской, или, например, вьетнамской, о загадочной китайской — нет, говорят только о загадочной русской Душе. Так что же в ней такого загадочного?
История Древнерусского государства , похоже, древнее, чем мы знаем.
Историки до сих пор полностью не разгадали загадку о происхождении русов. Мне, например, гораздо ближе так называемая антинорманнская теория, которую доказывали в своих трудах выдающиеся русские учёные Михаил Ломоносов, а позднее академик Борис Рыбаков, которые не отрицают участия приглашенных варяжских князей в становлении государства, но полагают, что Рюрики пришли не на «пустое» место и данная форма правления уже существовала у древних славян задолго до описываемых событий в летописи. Безусловно в создании Древнерусского государства приняли участие разные народности. Вся история русов переплетена с созданием могучего, многонационального государства. Достаточно почитать древние летописи, чтобы поразиться тому, из какой разноплемённости кристаллизовалась Русь. Она по своей национальной гамме и по количеству религиозных конфессий очень напоминает карту мира. И как бы наша страна ни называлась в разные исторические периоды — Русь, Русское государство, Россия, Советский Союз — по своей сути она была, есть и будет всегда СВЯТОЙ РУСЬЮ. Русское слово «святой» своим происхождением связано со словом «светлый». Современный философ и искусствовед Валерий Лепахин отмечает, что в древнерусских былинах и духовных стихах «Святая Русь» отождествляется с «белым светом» и «матерью-сырой-землёй».
Так кто такие Русские? Расскажу коротко один красноречивый исторический факт: На придворном балу к маркизу де Кюстину, автору одной из популярных на Западе русоненавистнических книг о России обратился император Николай I, спросив:
— Вы думаете, все эти люди вокруг нас — русские? Маркиз ответил утвердительно. — А вот и нет, - возразил русский самодержец. Это — татарин. Это — немец. Это — поляк. Это — грузин, а вон там стоят башкир и молдаванин. — Но тогда кто же здесь русские, Ваше Величество, - воскликнул маркиз. - А вот все вместе они РУССКИЕ! Резюмировал царь.
Для русских людей ( и здесь речь идёт речь о тех, кто русский по Духу, а не только по национальности), так вот для таких людей характерно уважительное и благородное отношение к другим народам, а также дружелюбие и желание жить в ладу с соседями, общаясь с ними на равных.
Знаменитый создатель «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Даль писал: «Я мыслю и говорю по-русски — значит, принадлежу русской культуре и русскому миру», хотя его отец был обрусевшим датчанином, а бабушка по материнской линии — француженкой. В словах Даля лежит поистине высокое понимание «русскости», основа которого — не «зов крови», а безусловная любовь к родной земле. Как это было и у Фёдора Достоевского, Александра Пушкина и Михаила Лермонтова, Мстислава Ростроповича, и многих других представителей истинно русской культуры, имевших в роду не только русскую кровь. Быть русским — это ценный дар. Русский человек даже вдали от родной земли не теряет своих корней. Поэтому проживший много лет в Индии купец Афанасий Никитин и великий русский композитор Сергей Рахманинов, многие другие русские эмигранты - Иван Бунин, Николай Бердяев, Фёдор Шаляпин, Илья Репин— живя в отрыве от родины, оставались всегда русскими, сердцем и умом они навсегда были привязаны к русской земле.
Что же это за земля такая, и почему даже эмигрировавшие люди, чаще всего не порывают с ней духовных связей, почему щемящая тоска по Родине неизбывно живёт в них до самой смерти? Что такого особенного в этой нашей Руси? Интересную тарктовку приводит доктор технических наук, профессор, академика Леонида Маслов. Вот, что он говорит об особенности территории, на которой раскинулась Святая Русь: «Пусть все народы Мира поймут, (...) что эта территория ЕСМЬ Территория Бога.
По его мнению отсюда пошёл род человеческий и что здесь будет Новое Начало Начал — возрождение новой Руси. Учёный также пишет, что «Русь — это духовное понятие, и попытаться поработить
Русь, всё равно, что поработить Космос».
Жертвенное служение идеалам добра и справедливости, устремлённость к совершенству, согласно этой теории, сделали русских богоизбранным народом, несущим важную миссию создания общества высшей справедливости. Причём богоизбранность понимается здесь не как противостояние другим народам, а как особая миссия преображения жизни на основе принципов сотрудничества, сотворчества в деле построения Общества высшей справедливости для человечества всей Земли, где русскость со временем станет будущим всей планеты.
Хочется сказать скорее бы уж, а то как-то посмотришь по сторонам в реальной жизни и, прости Господи, нет-нет, да и усомнишься — а мы точно той дорогой и к этим целям идём?
Теперь несколько слов о Русской Идее в толковании уже упомянутого мною великого русского философа Николая Бердяева. «Русская идея» в его концепции - понимание смысла истории, судьбы и назначения России, ее места в мировом историческом процессе, ее миссия и призвание в мировой культуре, вековые религиозные идеалы и нравственные ценности русской нации. Такое понимание является необходимой предпосылкой освобождения русского человека от пут маргинализации, восстановления опор государственности в России. Бердяев в 2015 г., в частности, писал: «Прежде всего необходимо знать, что Русская Идея не имеет ничего общего с националистическими настроениями. Дело в том, что суть этой Идеи — в единении всех национальностей и народностей в Творческое Сообщество для преобразования Мира на основе расширения в сердцах человечества пространства Любви». То есть русскость – это не национальность. РУССКОСТЬ – это качество Души. Что, впрочем, совсем не отменяет русской национальности, которая, конечно же, была, есть и с Божьей помощью будет.
Понятие русскости осмысляют и наши современники. Например, Александр Бобров - известный русский поэт, профессор кафедры журналистики. Он вспоминает, как одном столичном государственном вузе после разговора о русской идентичности задал студентам разных курсов журналистики простой вопрос: «Кем вы себя ощущаете». Ответы его шокировали. Были и изощрённые или провокационные ответы. К примеру, «С одной стороны, я считаю себя человеком мира…» - дальше можно не продолжать. Или : «Если брать мою маму-еврейку, то у нас национальность … » и т.д. И прочие ухищрения-оговорки. Верх нынешнего дикого состояния молодёжи,- пишет Бобров,- с которой просто не работают в этом русле, ответ: «Наполовину казашкой, наполовину украинкой и - ни разу русской». Представляете? - учится в государственном вузе на русском языке, мечтает, конечно, зацепиться в Москве, – и такое самоощущение! Потрясённый, подключил студентов-будущих журналистов другого гуманитарного вуза – те же результаты: подсчёты состава крови, оговорки, словесные ухищрения, а результат тот же. И лишь какие-то 14% (!) студентов считают себя русскими без всяких условностей и придумок. Вот – результат воспитательной и просветительской работы (вернее, отсутствия её) школы, Росмолодёжи, минкульта, СМИ. А речь — на минуточку (!) -идёт о студентах гуманитарного вуза, готовящего в том числе журналистов, то есть завтрашних «бойцов» информационного фронта и Русского мира!
К публичной дискуссии подключились и другие представители творческого цеха, особенно отличилась тамбовская поэтесса Мария Струкова, которая завела дремучую песню о том, что казаки, де, - отдельный народ. В каких границах, интересно? Она мотивирует это тем, что у них есть своя культура, песни, обычаи, свои исторические герои, и свой богатый диалект, который можно считать языком. Чего же им, мол, не хватает, чтобы считаться народом?». Как раз национальной литературы в широчайшем смысле и не хватает, - поясняет профессор Бобров, чтобы считаться народом! Ведь нельзя же мирового классика - русского и советского творца Михаила Шолохова считать «казацким писателем». Как пытались это делать спекулятивно на основании широкого использования казацких песен и словечек.
Вот что надо поправлять с младших классов – на уроках и в «Разговорах о важном», - подчёркивает Бобров.
Да, у тех же казаков свой богатый диалект, но неприемлемо вычленять его в некий отдельный язык и его носителей в отдельный народ. Ведь во всём мире существует бесчисленное количество диалектов, а развитых и признанных языков - неизмеримо меньше. У казаков, к примеру, пиво – так и будет «пиво» или по-украински «пыво», а по-вятски самобытно и непонятно для кого-то «брандахлыст». Будем вятский язык и народ за отдельный признавать, что ли? Или бежечане до сих пор ещё вместо слова лопата часто говорят «заступ», «окают» как не в себя, их тоже вычленим?
Отдельный вопрос — это кто и зачем пытается сегодня разделять наше общество? Наверное тот, кто хочет над ним в итоге властвовать? Что особенно не только вредно, но и опасно в нынешнее время: если вспомнить Великую Отечественную и фильм «29 панфиловцев», то там есть такой фрагмент: политрук перед атакой говорит в окопе: «Мы, русские, не отступаем». Стоящий рядом солдат удивлённо повернулся: «Я – казах» - «Пока мы Россию защищаем – все мы русские, а будем твой Казахстан защищать – станем казахами». Кратко, примитивно вроде бы, а как ещё в разгар войны скажешь!
В этих спорах снова видишь, как многие не могут разделить и осознать понятия, сами термины: этнос, народ, нация, русская цивилизация – самое широкое историософское и философское понятие. Так вот это понятие - Русская цивилизация (не страна и не империя, а – цивилизация) имеет четыре содержательных принципа. Их сформулировал русский учёный историк Андрей Фурсов: Духовное – выше материального.
Общее – выше индивидуального, (даже - пресловутых прав человека). Справедливость, нравственные законы - выше закона юридического. Будущее – выше настоящего, мечта - выше реальности.
Да, эти постулаты, как полагает профессор Бобров, попираются реальной окружающей жизнью, но такое пренебрежение ими как раз и говорит о возможности крушения Русской цивилизации. Конечно, кто-то злорадно говорит: туда ей и дорога, кто-то воспринимает это с болью, но все должны осознать: без обращения к цивилизационным столпам никакой «сильной России»– не построить. Собственно говоря, все трудные победы последнего времени, включая, понятно, военные основывались на отметании фальшивых либеральных ценностей и постулатов с возвращением к вековым устоям. /// Основу для объединения русского мира фактически смоделировал философ Алексей Лосев, писавший : «Родители любят детей и дети любят родителей не за высшие добродетели, а потому, что они друг другу родные. Благородный гражданин любит свою Родину также не за то, что она везде и всегда, во всем и непременно велика, высока, богата, прекрасна и пр. Нет. Мы знаем весь тернистый путь нашей страны; мы знаем многие и томительные годы борьбы, недостатка, страданий. Но для сына своей Родины все это — своё, неотъемлемое своё, родное; он с этим живет и с этим погибает; он и есть это самое, а это самое, родное, и есть он сам».
То есть русский - тот, кто ощущает себя родным России. Да, прежде всего через язык, общую историю и личную судьбу. Такими ли людьми сегодня прирастает наша Родина и что будет с нею и с нами во времена грядущие? Подумаем, обсудим…
Дмитрий Нечаев. До встречи!